Как-то в глубоком детстве я видел фильм “Кто за стеной?”. Речь там шла о так называемом “тесте Тьюринга” - проверке, которая должна ответить на вопрос “может ли машина мыслить”. Проверка состоит в том, что экзаменаторы общаются с двумя собеседниками, одних из которых - живой абонент телефонной сети, другой - машина, с тщательно синтезированным на экране лицом и голосом. Если они не смогут понять, где человек, а где машина, тест будет считаться пройденным.
В итоге один из испытуемых неожиданно сдается и начинает повторять “я-машина, я - машина”. Сначала люди решают, что это какой-то сбой в машине; но потом выясняется, что это абонент-человек сошел с ума, вообразил себя компьютером, сидит в шкафу и повторяет “я - машина, я - машина”.
На самом деле я регулярно натыкаюсь на людей, считающих себя машинами - они, конечно, не сумасшедшие, они просто материалисты.
Недавно мне попалась на глаза статья, в которой британские ученые сообщали, что воздействуя на мозг магнитными полями, они успешно уменьшали у испытуемых веру в Бога (а действуя на другие участки мозга, можно, напротив, вызвать мистический опыт). Следовательно, вера в Бога - это какие-то глюки в мозгу, которые могут появляться или пропадать от чисто материальных воздействий, наука еще раз доказала, что Бога нет.
Беда в том, что устраняя, таким образом, религию, вы неизбежно устраняете и науку. Если религия - это чисто материалистические процессы в мозгу, и поэтому доверять религиозному мышлению нельзя, то мышлению доверять вообще нельзя - в том числе атеистическому. Как писал К.С.Льюис, “строгий материализм опровергает сам себя по причине, о которой давно сказал профессор Холдейн: «Если мои мыслительные процессы полностью обусловлены поведением атомов моего же мозга, у меня нет оснований доверять своим мнениям... и тем самым нет оснований считать, что мозг состоит из атомов»”
Логически избежать этого нельзя; можно только практиковать самые бесстыдные двойные стандарты - мы должны доверять мышлению, когда оно ведет нас к атеизму, но если оно поведет нас в вере - вот тут мы должны объявить, что мозг материален, все религиозные убеждения сводятся к пляске атомов в мозгу и поэтому неосновательны.
Наша способность поклоняться Богу коренится в том же, что и наша способность заниматься наукой и вообще думать - мы не машины. Мы не сводимся к материи; мы обладаем сверхъестественной способностью верить и мыслить.
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. Об эпохе служения Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского
Сегодня 17 декабря. День памяти Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, отошедшего ко Господу в тысяча пятьсот пятом году.
Об исторической эпохе его служения — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема











