Принято считать, что для православных людей смерть не должна являться чем-то очень страшным и неожиданным. Однако смерть близкого человека страх и неожиданность вызывает всегда. И это не зависит от того, верим мы в Бога или нет. Только вот православный человек вместе с этими тяжёлыми и общепонятными чувствами обязательно испытывает ещё кое-что. Он испытывает надежду. Надежду на то, что Господь смилуется над грешной душой и примет её к Себе, утешит. А иногда… очень редко, эта надежда у православного человека превращается почтив в уверенность.
Именно такое редкое чувство уверенности я испытала недавно, когда похоронила свою бабу Лиду.
В молодости баба Лида заболела очень тяжёлым заболеванием и всю жизнь с этим заболеванием прожила. Она не смогла учиться. Не вышла замуж. Не родила детей. Сейчас вы спросите меня: как же она тогда смогла стать моей бабушкой?
Но это – ещё один из плюсов в сторону моей уверенности. Не имея возможности выйти замуж и родить ребёнка, у бабы Лиды всегда были дети. Сначала она ухаживала за своей пожилой мамой, которая в последнее время лежала, и на её уход требовалось столько же времени, сколько на трёхмесячного младенца. Потом у старшей сестры родился сын. Ему баба Лида стала первой и единственной нянькой. А ещё через пять лет её обязанности пополнились воспитанием новорождённой племянницы. Отпусков по уходу за детьми в то время не давали и как-то негласно все дети, рождённые в этой семье, поручались бабе Лиде. А она только и рада была.
И вот однажды Бог послал бабу Лиду и… моему папе. Его родная мама, моя родная бабушка, умерла, не выходя из роддома. И моему деду, который бабе Лиде был родным братом,не оставалось ничего, кроме как просить бабу Лиду взять и его сына к себе на воспитание. Это был уже третий бабы Лидин ребёнок. Стоит ли говорить, что после этих детей в доме бабы Лиды появились маленькие внуки и внучки? Всего за свою жизнь она вырастила семерых. И это не считая её ухода за престарелыми родителями.
Я вспоминаю, как вместе с сестрой и братом проводила у неё каждые выходные. В пятницу мы, не раздеваясь, вваливались в её комнату и кричали: «Ба! Встречай!». А она своими маленькими сухонькими ручками (баба Лида всегда была очень худенькая) обнимала наши заснеженные холодные куртки и радостно целовала, куда попадётся.
А ещё я вспоминаю похороны отца. Стоя у гроба, она всё не могла поверить, что одного из её детей больше нет. Она и после похорон в это долго не верила. Папа до своего последнего часа приезжал к бабе Лиде каждый день. Потом, увы, уже никто из нас не смог погрузиться в эту ответственность. И все мы, её дети, обрастая семьями, заботами и бытовыми жизненными трудностями за те пять лет, на которые она пережила папу, ухаживали за ней набегу: с порога спрашивая, как дела, что привезти. А она в ответ только радовалась, как и раньше.Обнимая наши заснеженные холодные куртки и целуя, куда попадётся.
Сейчас баба Лида уже не с нами. И только теперь, как это, к сожалению, очень часто бывает, глубоко в душе скребёт кошкой: недооценили её при жизни, недолюбили. Не ответили должной заботой на её заботу. А она – никогда не обижалась и никого ни в чём не винила: в ней жила такая любовь, что для обиды, ропота, памятозлобия просто не находилось места. И это подтвердит каждый, кто хоть раз с ней встречался.
Оттого-то и крепнет во мне уверенность, что сейчас моя баба Лида рядом с Господом. И своей чистой душой невинного ребёнка она молит Его о нас, оставшихся здесь, на земле, её детей.
30 мая. О Церкви Христовой

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
О Церкви Христовой — священник Алексий Долгов.
Словами, что нет уже ни иудея, ни язычника, нет раба несвободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно в Иисусе Христе, Господь показывает, что в Новом Завете те представления, которыми жили иудеи, особенно в плане межнациональных и межрелигиозных отношений, не имеют более значения. Иудеи считали, что только они наследуют царство Мессии, потому что являются потомками Авраама, а потому относились к другим народам в высшей степени пренебрежительно. Господь же говорит о том, что отныне к Богу может прийти каждый, вне зависимости от происхождения и пола, и для этого больше нет необходимости принимать иудаизм, обрезание и соблюдать закон Моисея. И хотя мир остается разнообразным по своему общественному устройству, культурным традициям, национальному составу, в новом обществе, Церкви Христовой, отныне не может быть никаких разделений и противопоставлений, потому что все и во всех Христос. Вот почему для Церкви Христовой важно было не происхождение, политические взгляды, непринадлежность к той или иной нации и даже не то, мужчина ты или женщина. Важна была лишь вера во Христа. Именно вера во Христа являлась решающим аргументом для принятия таинства Крещения, которое делало человека членом Церкви, водило его в мистическое единство с другими христианами и с самим Христом. Поэтому умоление или пренебрежение одного из членов Церкви неизбежно отражается на всем богочеловеческом организме, и Церковь всегда с этим боролась и продолжает бороться по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О подвиге Преподобной Евфросинии

Сегодня 30 мая. День памяти Преподобной Евфросинии, княгини Московской, в миру Евдокии, отошедшей ко Господу в начале пятнадцатого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
И династические браки бывают счастливыми. Преподобная Ефросиния в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 года была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Их союз был для Руси залогом мира между Москвой и Суздалем. В трудное время был заключен этот брак. Кроме постоянного противостояния внешним врагам, продолжилось кровавое соперничество русских княжеств. Свирепствовала в Москве моровая язва, к этой беде присоединился страшный пожар в Москве, литовский князь Ольгерд осадил Кремль. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле всеми силами. Не прошло и пяти лет замужества, как князь Дмитрий поехал в Орду и вернулся, благодаря молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского с ярлыком на великое княжение. Большое влияние на духовную жизнь княгини оказали не только святитель Алексий митрополит Московский, и не только преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии, но и преподобный Димитрий Прилуцкий, который крестил других детей этой супружеской пары. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. По ее совету принесли в Москву Владимирскую икону Божией Матери, которая чудесно защитила русскую землю. В тайне княгиня предавалась подвигу поста, под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию написали знаменитый образ архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Пример преподобный напоминает нам, что и в княжеском дворце можно оказаться святой. И среди трудных перипетий жизни можно найти время для молитвы, поста, подвига. А значит и у нас нет повода сходить с пути спасения, мотивируя это лишь внешними обстоятельствами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О цене за место в Царствии Небесном

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
О цене за место в Царствии Небесном — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками на Тайной Вечере всегда вызывала неподдельный интерес у читающих, ведь в ней сконцентрированы важнейшие богословские истины. Какое же место готовит Христос своим ученикам? Конечно, место для учеников уже давно готово, поэтому Господь и говорит: «В доме отца моего обителей много». И до этого сказал: «Буду пить с вами новое вино в Царстве Отца моего». Однако, чтобы ученики Господа и мы с вами попали в это Царство, Христу нужно открыть небо, которое для Адама и Евы и прочих было закрыто. Он должен был принять страдания за весь человеческий род, чтобы наступило Божье прощение. Вместо того, чтобы прямо сказать о том, что совершится через несколько часов после вечери, Спаситель использует художественный прием и говорит: «Я иду приготовить место вам». Какая огромная цена заплачена за это место для нас в Царстве Небесном! А как красиво это место, узнайте у апостола Иоанна Богослова, который подробно описал святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. Потратьте несколько минут, чтобы прочитать последние две главы Библии, раскрывающие правду о Граде Божьем, которого достигнуть желаю всем вам.
Все выпуски программы Актуальная тема