Принято считать, что для православных людей смерть не должна являться чем-то очень страшным и неожиданным. Однако смерть близкого человека страх и неожиданность вызывает всегда. И это не зависит от того, верим мы в Бога или нет. Только вот православный человек вместе с этими тяжёлыми и общепонятными чувствами обязательно испытывает ещё кое-что. Он испытывает надежду. Надежду на то, что Господь смилуется над грешной душой и примет её к Себе, утешит. А иногда… очень редко, эта надежда у православного человека превращается почтив в уверенность.
Именно такое редкое чувство уверенности я испытала недавно, когда похоронила свою бабу Лиду.
В молодости баба Лида заболела очень тяжёлым заболеванием и всю жизнь с этим заболеванием прожила. Она не смогла учиться. Не вышла замуж. Не родила детей. Сейчас вы спросите меня: как же она тогда смогла стать моей бабушкой?
Но это – ещё один из плюсов в сторону моей уверенности. Не имея возможности выйти замуж и родить ребёнка, у бабы Лиды всегда были дети. Сначала она ухаживала за своей пожилой мамой, которая в последнее время лежала, и на её уход требовалось столько же времени, сколько на трёхмесячного младенца. Потом у старшей сестры родился сын. Ему баба Лида стала первой и единственной нянькой. А ещё через пять лет её обязанности пополнились воспитанием новорождённой племянницы. Отпусков по уходу за детьми в то время не давали и как-то негласно все дети, рождённые в этой семье, поручались бабе Лиде. А она только и рада была.
И вот однажды Бог послал бабу Лиду и… моему папе. Его родная мама, моя родная бабушка, умерла, не выходя из роддома. И моему деду, который бабе Лиде был родным братом,не оставалось ничего, кроме как просить бабу Лиду взять и его сына к себе на воспитание. Это был уже третий бабы Лидин ребёнок. Стоит ли говорить, что после этих детей в доме бабы Лиды появились маленькие внуки и внучки? Всего за свою жизнь она вырастила семерых. И это не считая её ухода за престарелыми родителями.
Я вспоминаю, как вместе с сестрой и братом проводила у неё каждые выходные. В пятницу мы, не раздеваясь, вваливались в её комнату и кричали: «Ба! Встречай!». А она своими маленькими сухонькими ручками (баба Лида всегда была очень худенькая) обнимала наши заснеженные холодные куртки и радостно целовала, куда попадётся.
А ещё я вспоминаю похороны отца. Стоя у гроба, она всё не могла поверить, что одного из её детей больше нет. Она и после похорон в это долго не верила. Папа до своего последнего часа приезжал к бабе Лиде каждый день. Потом, увы, уже никто из нас не смог погрузиться в эту ответственность. И все мы, её дети, обрастая семьями, заботами и бытовыми жизненными трудностями за те пять лет, на которые она пережила папу, ухаживали за ней набегу: с порога спрашивая, как дела, что привезти. А она в ответ только радовалась, как и раньше.Обнимая наши заснеженные холодные куртки и целуя, куда попадётся.
Сейчас баба Лида уже не с нами. И только теперь, как это, к сожалению, очень часто бывает, глубоко в душе скребёт кошкой: недооценили её при жизни, недолюбили. Не ответили должной заботой на её заботу. А она – никогда не обижалась и никого ни в чём не винила: в ней жила такая любовь, что для обиды, ропота, памятозлобия просто не находилось места. И это подтвердит каждый, кто хоть раз с ней встречался.
Оттого-то и крепнет во мне уверенность, что сейчас моя баба Лида рядом с Господом. И своей чистой душой невинного ребёнка она молит Его о нас, оставшихся здесь, на земле, её детей.
Предначинательный псалом

Сидела я однажды на скалистом берегу Чёрного моря на полуострове Тарханкут, в западной части Крыма. Солнце медленно опускалось к горизонту, подсвечивая море. Прозрачная морская вода переливалась оттенками голубого, синего и изумрудно-зелёного цвета. Я смотрела на эту красоту и чувство восхищения не покидало меня. Как же совершенно сотворённое Богом.
Чувство радости и благодати от созерцания Божьего мира замечательно выразил царь Давид в одном из своих псалмов. Речь идёт о 103-м псалме, в котором древний пророк благодарит Господа за сотворённый мир и за то, как премудро, как дивно он устроен. Строчки из этого псалма легли в основу молитвы, с которой начинается каждое вечернее богослужение. Давайте поразмышляем над текстом молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебном уставе это песнопение называется «Предначинательный псалом». И то, что именно с него начинается служба, а точнее весь богослужебный суточный круг, — очень символично. Ведь текст псалма отсылает нас к сотворению нашего мира — то есть к началу его существования — и восхваляет Творца, Его премудрость и величие.
«Благословляй, душа моя, Господа! — так начинается песнопение в переводе на русский язык. — Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. Благословен Ты, Господи». Вот как первая часть песнопения звучит на церковнославянском языке: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́ Го́споди. Го́споди, Бо́же мо́й, возвели́чился еси́ зело́. Благослове́н еси́ Го́споди».
Давайте послушаем первый фрагмент предначинательного псалма.
Второй фрагмент песнопения почти не требует перевода на русский язык. Вот как он звучит по-церковнославянски: «На гора́х ста́нут (то есть встанут) во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди. Посреде́ гор про́йдут во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди».
Давайте послушаем вторую часть песнопения.
Третья часть песнопения тоже вполне понятна на церковнославянском языке. Вот её текст: «Вся (то есть „всё“) прему́дростию сотвори́л еси́ (то есть „Ты сотворил“). Сла́ва Ти, Го́споди, сотвори́вшему вся́».
Послушаем третью часть предначинательного псалма.
В будничные дни предначинательный псалом читается. А священник в это время молится перед закрытыми Царскими вратами — дверьми в центре иконостаса, ведущими в алтарь. Этот момент богослужения напоминает об Адаме, стоявшем некогда перед воротами рая, из которого он был изгнан Господом за непослушание.
В праздничные службы псалом торжественно исполняется церковным хором, а священник в это время обходит храм и кадит благовонным дымом иконы и всех прихожан — в напоминание человеку о том, что он создан по образу и подобию Божьему и призван к святости. А ещё кадильный дым отсылает нас к образу благодатного Святого Духа, оживотворяющего сотворённый мир и всё сущее в нём.
Благодать Святого Духа коснулась и моего сердца тем далёким днём на скалистом берегу Чёрного моря. Я поняла тогда, что красота сотворённого мира — во всём, что нас ежедневно окружает. В снежинке, упавшей на ладонь, в плывущих по небу облаках, в наших домашних питомцах — прекрасных пушистых созданиях, и, конечно, в нас самих, ведь каждый из нас — творение Господа. Наверное, это и есть счастье — радоваться Божьему миру и ощущать себя его частью. Слава Тебе, Господи, сотворившему всё.
Давайте послушаем Предначинательный псалом полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Трезвый образ жизни». Валерий Доронкин, прот. Илья Шугаев
У нас в гостях были настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости и епархиального отдела утверждения трезвости Сергиево-Посадской епархии протоиерей Илья Шугаев и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Разговор шел о том, чем опасны алкогольная и другие виды зависимостей, о чем стоит помнить родителям, чтобы уберечь детей от них, а также что может помочь побороть зависимость и вести трезвый образ жизни.
Все выпуски программы Делатели
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема