Свой первый полёт легендарная лётчица Валентина Гризодубова совершила, когда ей было всего два с половиной года. Отец крошечной Валечки – харьковский авиаконструктор и изобретатель Степан Гризодубов покатал её на аэроплане. Этот полет Валя, по ее словам, запомнила на всю жизнь, ведь именно тогда она, как и отец, навсегда влюбилась в авиацию.
Степана Гризодубова знал весь Харьков. Свой первый аэроплан он – техник паровозостроительного завода – создал в 1910 году. Превратил в ангар сарай на заброшенном пустыре и начал строить самолёт - точную копию того, что видел в фильме о полётах братьев Райт. В затею Степана Васильевича не верил никто, кроме жены. Надежда Андреевна поддерживала мужа во всём. Иначе она просто не умела. История их женитьбы была не совсем обычной. Гризодубов - дворянин, выходец из семьи священнослужителей, обвенчался с простой девушкой, что по тем временам случалось нечасто. Благодарная Надя доверяла супругу бесконечно. Когда он «заболел небом» поняла, что бороться с этим бессмысленно. А потому помогала, как могла. Носила в ангар обеды и экономила на чём можно, лишь бы супруг добился успеха. Но первый самолёт Гризодубова в небо не поднялся. Не поднялся и второй. Над горе-авиатором потешался весь город. Зато, когда третий опыт удался, перед Степаном Васильевичем стали почтительно снимать шляпы.
Он мечтал о сыне и мечтал, что вырастит из него лётчика. Но, когда родилась улыбчивая, приветливая девочка ничуть не расстроился. Валю воспитывал строго. Слов «не хочу» и «не могу» дочка не знала. Зато прекрасно усвоила профессиональный сленг отца и уже в раннем возрасте бегала по лётному полю, показывая любопытным, где у аэроплана располагается фюзеляж, а где мотор и шасси. Степан Васильевич рассказывал дочери захватывающие истории о первой русской лётчице Лидии Зверевой и радовался, видя, как вдохновляют девочку эти рассказы. Но, конечно, отец не мог предположить, что пройдёт время, и о Вале будут писать статьи в журналах, снимать о ней сюжеты для кинохроники и сотни девушек, следуя примеру его дочери, посвятят себя авиации.
В 14 лет Валя совершила свой первый самостоятельный полёт. Это было в Коктебеле, куда девочка вместе с отцом ездила на слёт планеристов. Мама увлечения дочери не разделяла. Тем более, что у Вали оказались большие способности к музыке и после школы она даже поступила в консерваторию. Надежда Андреевна тогда сказала мужу: «Стёпа, может, пусть лучше Валя наша на рояле учится играть. Всё же девочка». «Ничего, летая она играть будет, а только играя, никогда не полетит», - ответил Гризодубов и Валя тут же распрощалась с консерваторией, записалась в аэроклуб, с блеском закончив курс обучения всего за три месяца, вместо положенных двенадцати. За плечами у девушки было уже приличное количество полётов, а потому с одобрения отца, она поступила в Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима, а потом в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
Очень скоро Валентина освоила управление всеми типами самолётов, которые тогда существовали, облетела почти всю страну, устанавливая рекорды высоты, скорости и дальности полётов. Одним из них стал беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. О нём восторженно писала вся мировая пресса. Отец гордился дочерью – его отважной девочке – первой женщине в стране в 1939 году вручили Золотую звезду и присвоили звание Героя.
Дочь, в свою очередь, гордилась отцом. Он – энтузиаст и патриот - был для неё примером во всём. Валентина Степановна всю жизнь восхищалась поступком папы, которому в 1919 году предлагали уехать на работу в Америку и сулили золотые горы, говоря: «Что тебе родина? Родина там, где деньги», на что Степан Васильевич отвечал категорическим отказом: «Моя Родина здесь! Я работаю для своего народа».
Сегодня в семье Гризодубовых как величайшая реликвия хранится фотоснимок, сделанный в далёком 1912 году. На лётном после возле хрупкого аэроплана стоит 25-летний мужчина со смелым, благородным лицом, а рядом с ним двухлетняя девочка, наряженная в пышное белое платьице - два представителя уникальной семьи - Степан и Валентина Гризодубовы.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.