Когда Збигнев Тухольский впервые услышал песни в исполнении Анны Герман, он подумал о том, что о таком голосе нужно заботиться и нести за него ответственность. В том, что делать всё это будет именно он, молодой физик не сомневался. «Белый ангел эстрады», как называли Герман, покорил Збигнева сразу и на всю жизнь.
Они познакомились задолго до музыкального триумфа Анны. Она училась на геологическом факультете университета города Вроцлава. Збигнев приехал туда в командировку. Закончив с делами, он решил искупаться в реке. На пляж отправился прямо с чемоданом. И попросил присмотреть за вещами миловидную девушку. Это и была Аня Герман. Молодые люди разговорились. А на прощание обменялись адресами. Завязалась переписка. Однажды Анна пригласила Збигнева на своё выступление – она пела тогда в самодеятельном ансамбле. От Варшавы, где Збигнев жил, до Вроцлава – триста километров. Но Тухольский сел в машину и помчался. На том концерте он и подумал, что должен всегда быть рядом с Анной и защищать её от жизненных невзгод.
Они не торопились со свадьбой, считая, что сначала нужно узнать друг друга. Это узнавание приносило радость – характеры, привычки, идеалы были схожими и точек соприкосновения с каждым днём становилось всё больше. Когда они поженились, Збигнев внезапно осознал, что для него очень важно творчество Анны. Гораздо важнее, чем собственная работа. Физик, как выяснилось, прекрасно чувствовал лирику, хоть и утверждал, что у него нет ни слуха, ни голоса. «Я люблю свою профессию, но всегда помогал Анне в творчестве, ведь её песни адресованы миллионам людей», - говорил Тухольский. Он никогда не ревновал жену, зная, сколько у неё поклонников в Польше, Италии, и особенно в России. По той простой причине, что уважал супругу и верил ей.
В 1967 году во время гастролей Анны по Италии, певица попала в страшную автомобильную аварию. Збигнев примчался к жене из Варшавы на следующий же день. Документы на выезд власти оформили ему мгновенно со страшной формулировкой: «Визы выдать немедленно, состояние безнадёжное». 12 дней Анна пролежала без сознания и всё это время Збигнев неотлучно был рядом. Восстанавливаться после многочисленных переломов певице пришлось три года. Первые шесть месяцев Анна провела закованная в гипсовый корсет. Знакомые говорили, что вряд ли она выдержала бы такую муку, если бы не поддержка мужа. Когда Анне разрешили двигаться, ей пришлось заново учиться сидеть, вставать, ходить. Збигнев по ночам, чтобы никто этого не видел, увозил жену за город, и там она делала свои первые шаги. А когда Анна смогла сама вымыть пол в комнате, она сказала мужу: «Видишь, милый, как мало надо человеку для счастья!».
Но истинное счастье пришло в семью только с рождением ребёнка. В 1975-ом году 39-летняя Анна, несмотря на категорические запреты врачей, стала мамой. Сына в честь супруга она назвала Збигневом. Два года счастливые родители занимались только своим Воробышком, как они в шутку прозвали Збышека. Анна сочиняла для него песни, придумывала сказки, шила костюмы. Она вернулась на сцену, но, увы, совсем ненадолго.
Анна и Збигнев обвенчались в тот день, когда крестили сына. Это было не в церкви, а дома, у постели, на которой лежала Анна. Она болела и знала, что умирает. Но перед самой смертью сказала мужу, что если выздоровеет, то петь будет не на сцене, а только для Бога.
Анна Герман скончалась в 1982 году. Збигнев больше не женился. Эхо его любви к супруге оказалось таким же, как в песне, которую Анна посвятила мужу: «Мы долгое эхо друг друга». И сегодня на вопрос, есть ли у него мечта, Тухольский отвечает: «Я очень хочу поскорее встретиться с Аней».
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сочи

На северо-восточном побережье Черного моря раскинулся город Сочи — крупнейший курорт Краснодарского края. В 2014 году этот живописный уголок стал местом проведения международных Олимпийских игр. За несколько лет до соревнований в городе началась подготовка к ним. Основной площадкой состязаний избрали Имеретинскую низменность между реками Мзымта и Псоу.
Проводя здесь масштабные работы, строители обнаружили развалины древнего христианского храма. Ученые исследовали руины и датировали их девятым веком. В то далекое время территория, на которой расположен современный Сочи, была частью Византийской империи. Государство взяло находку под охрану и археологи занялись раскопками.
Тогда же, перед Олимпиадой, в Имеретинской низменности начиналось возведение церкви для православных участников и гостей спортивного праздника. Сочинцы решили, что новый храм должен стать историческим преемником обнаруженного неподалёку византийского собрата. Камень из древней стены положили в основание будущей церкви.
Строительство завершилось в начале января 2014 года. Храм-исполин с мощным куполом-шлемом стал украшением Олимпийской деревни, обустроенной в Имеретинской низменности. Церковь освятили в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. На Рождество 2014 года здесь состоялось первое богослужение. На нём присутствовал президент России Владимир Путин. Он подарил храму украшенный сусальным золотом старинный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный».
5 февраля 2014 года Святейший патриарх Кирилл совершил в Спасской церкви молебен в преддверии Олимпиады. В богослужении приняли участие спортсмены из России, Украины, Беларуси и Молдовы. На протяжении международных состязаний храм в Олимпийской деревне посещали люди со всех концов земного шара.
Сегодня церковь Нерукотворного образа Спасителя — одно из любимых мест у жителей Сочи и гостей города. Величественное здание окружено парком, а у входа бьёт фонтан. Колокольня оснащена автоматической системой звонов — в её репертуаре несколько десятков мелодий. Вечером церковь озаряет подсветка. По утрам православный люд спешит в Олимпийскую деревню на богослужение. Соборная молитва в Спасской церкви совершается ежедневно!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Боголюбский собор. Мичуринск

Город Мичуринск, современный наукоград, до революции носил название Козлов. Был он маленьким уездным городком Тамбовской губернии. Впрочем, он и сегодня сохранил уютный облик купеческой провинции. Едешь по историческому центру, и со всех сторон мелькают небольшие старинные одноэтажные домики. И вдруг — громада из тёмного бордово-коричневого кирпича, цвета пасхального яйца, густо крашенного в луковой шелухе. Мичуринский кафедральный Собор Боголюбской иконы Божьей Матери. Из окна автомобиля или автобуса целиком его не увидеть — проплывает торжественно только нижняя часть фасада с мозаичным образом Боголюбской иконы. Проехать мимо такой красоты невозможно. Останавливаешься, выходишь, поднимаешь голову и ахаешь — это же копия московского храма Христа Спасителя! Только не белокаменная и чуть меньше.
Объясняется такое поразительное сходство довольно просто: у Боголюбского собора в Мичуринске и Храма Христа Спасителя в Москве один и тот же автор — архитектор Константин Тон. В чертах Собора Боголюбской иконы Божьей Матери воплотился его узнаваемый русско-византийский стиль — огромный центральный купол шлемовидной формы и четыре малых, расположенных по бокам, а также строгость линий, простые и крупные формы. На сооружение Боголюбского собора ушло целых двадцать пять лет — с 1848-го по 1873-й. Такую продолжительность стройки можно понять: возводился величественный храм исключительно на пожертвования горожан.
По историческим свидетельствам, величественный снаружи собор внутренним убранством долгое время не блистал. Интерьером храма серьёзно занялись лишь на рубеже 19-го и 20-го веков. И вот тогда Боголюбский собор просиял своим благолепием. Внешние и внутренние стены его украсили великолепные фрески, выполненные академиком живописи Афанасием Надеждиным и его учениками. Увы, все росписи были уничтожены большевиками в 1932-м году, когда Боголюбский собор в Мичуринске закрыли для верующих и стали использовать как хозяйственный склад. Сегодня мичуринский кафедральный собор Боголюбской иконы Божьей Матери охраняется государством — имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Его величественные серебряные купола возвышаются над городом и сотни верующих со всей России приезжают сюда поклониться главной святыне собора — чудотворному козловскому списку Боголюбской иконы Божьей Матери.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм архистратига Михаила. Мордово

Рабочий посёлок Мордово на юго-западе Тамбовской области — обычный райцентр, каких в России тысячи. По его не везде асфальтированным улицам чинно прохаживаются коровы и козы, а на окраинах царят патриархальная тишина и покой. Именно в таком тихом и живописном месте, на берегу реки Битюг, стоит одна из жемчужин Тамбовщины — храм Архистратига Михаила в Мордово.
Величественным кораблём парит он на фоне далёкого леса. Пятиглавый, из красного кирпича, украшенный орнаментом. Над тонкими шатровыми навершиями — серебристые луковки куполов. Церковь кажется древней, и удивляешься, когда узнаёшь, что на самом деле её строительство завершилось уже в ХХ веке — в 1909-м году. Иконы для Архангельского храма писал известный мастер того времени Михаил Дикарёв. Образа поместили в четырехъярусный, удивительной красоты, фарфоровый иконостас. По одной из версий, изготавливался он на знаменитом московском фарфоровом заводе товарищества Кузнецова для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Но вышло так, что по каким-то параметрам не подошёл и тогда иконостас выкупили для храма Архангела Михаила в Мордово.
Впрочем, уникален мордовский иконостас не только из-за необычного материала и тонкой красоты, а ещё и тем, что сохранился до наших дней фактически в первозданном виде. Сегодня в России дореволюционные церкви с подобными иконостасами можно пересчитать по пальцам, ведь фарфор — материал хрупкий, а что происходило с храмами в безбожные советские годы, увы, хорошо известно. Вот и Архангельскую церковь в 20-е годы хотели взорвать. Однако взрыв мог затронуть близлежащие дома и школу. Поэтому уничтожать храм не стали и он действовал вплоть до 1939 года. Потом церковь всё-таки закрыли и устроили в ней зернохранилище. Каким-то чудом верующим удалось уговорить местные власти не занимать под хозяйственные нужды алтарь. Его вместе с иконостасом отгородили фанерой. Во время Великой Отечественной войны зерно вывезли, а храм передали под нужды военного госпиталя. В начале 1945-го в мордовской Архангельской церкви богослужения возобновились. Разрешения на это добился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время архиепископ Тамбовский и Мичуринский.
Вот уже больше века, словно благословляя всё вокруг, поднимаются над тамбовским посёлком Мордово шатровые купола Архангельского храма — сельской церкви в русской глубинке, которая, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, могла бы стать украшением любого кафедрального города.
Все выпуски программы ПроСтранствия