Совсем недавно у меня появилась подруга, у которой второй ребёнок родился с синдромом Дауна. Ни на УЗИ, ни на скрининге никаких признаков заболевания не было, но беда случилась. У малыша – форма геномной патологии. Да ещё и с пороком сердца.
Сейчас Лёшке уже семь. Он любит кататься на лошадях, учится в специализированной школе и продолжает бороться с болезнью сердца. Точнее – это Лена продолжает с ней борется, а Лёша мужественно всё терпит. Но я не буду сейчас рассказывать о том, как тяжело ей жить с больным ребёнком и сколько сил отнимает бесконечное скитание по больницам, я лишь поделюсь с вами одной её историей, которая, мне кажется, о многом помогает задуматься.
«Самая страшная моя беда, – говорила Лена, уводя глаза, – даже не в том, что Лёшка родился такой больной. Страшнее было… что я Богу перестала доверять. Я смирилась, что мой ребёнок – особенный. Что мне всю жизнь придётся его лечить. Что он, возможно, никогда не скажет мне «мама»… Но я не могла смириться с Крестом, который вот так, внезапно, на меня упал. Я затаила в себе такую обиду! Весь мир был в моих глазах – обманщиком, лицедеем. Я сделалась аморфной. Холодной ко всему. Утратив веру, я воспринимала обстоятельства, как… робот, который просто, механически, выполняет свою работу. Надо Лёшке в больницу, я иду и ложусь с ним. Надо ему делать массаж, я иду и делаю. Но главную свою цель при этом я не чувствовала, не понимала, зачем мне всё это».
И так продолжалось два года. Пока на помощь к Лене не пришёл батюшка из храма, куда она до рождения сына постоянно ходила.
«Батюшка пришёл очень неожиданно, – хотя мои знакомые уже давно говорили мне, что он собирается. – Пробыл всего полчаса. Но за это время он успел сказать мне такие слова, которые помогли мне принять мой Крест и вернуть себе утраченную веру».
А сказал он Лене следующее.
В человеке есть две жизни. Естественная, человеческая, и «сверхъестественная» – нечеловеческая. Пока он живёт на земле, он носит в себе естественную жизнь как обязательную. Из-за неё он ест, пьёт, работает, печку топит. А сверхъестественная жизнь протекает в нём очень ненавязчиво, без материальных обязательств. Однако именно благодаря ей человек может слышать сердцем и реагировать на происходящее – чувствами. Иногда так случается, что человек, всецело поглощенный своей человеческой жизнью, сознательно убивает в себе свою вторую – нечеловеческую – жизнь. Делает он это, чтобы притупить душевную боль, или забыться, или выбросить какую-то проблему из головы. И таким образом он… совершает в самом себе – убийство. Он лишает себя сверхъестественной жизни. После этого убийства, ему, конечно, становится легче, он чувствует, что стал менее зависимым, менее впечатлительным. Но… ведь естественная жизнь – та единственная, которая у него осталась, – конечна. А сверхъестественная-то – есть бессмертие. И в итоге, получается, что, совершив в себе убийство сверхъестественной жизни, человек обрекает себя . А всё, что ждёт его после конца – жизнью называться не будет…
Но Бог любит нас и поэтому даже заблудившемуся бедолаге, потерявшему свою вторую жизнь, Он каждый день даёт возможность покаяния и воскресения этой, второй, нечеловеческой, жизни.
После этих слов Лена поняла: приход батюшки – это и есть её возможность вернуть себе свою вторую жизнь. И она это – сделала.
Уже восьмой год Лена продолжает бороться с пороком сердца своего сына: кормит по режиму таблетками, покупает сеансы массажа, договаривается об операциях и делает всё необходимое. Но это происходит в её первой, человеческой жизни. Вторая её жизнь – совсем иная. Она наполнена радостью. От общения с живым сыном. От теплоты его рук и крепких объятий. От любви и – благодарности Богу, за каждый новый день, дающий нам шанс, превратить наш неизбежный конец – в Начало.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема