Жизнь братьев-венгров, вошедших в русскую историю – Ефрема Новоторжского, Георгия и Моисея - яркий пример того, что принято называть братской любовью. Ефрем, Георгий и Моисей, которых отличали благочестие и твёрдая христианская вера, всегда были готовы пожертвовать собой, когда дело касалось защиты друг друга.
Они родились и воспитывались в Венгрии, а став взрослыми переехали в Ростов, где поступили на службу к сыну киевского князя Владимира Ясно Солнышко – Борису. Борис даровал братьям боярское звание и зачислил их в свою дружину. Служили Ефрем, Георгий и Моисей с усердием, они любили Бориса и бесконечно его уважали.
В то время Русь часто подвергалась нападениям печенегов. Один из таких набегов отправился отражать князь Борис. Вместе с ним в поход ушли и Георгий с Моисеем. Битва не состоялась, печенеги бежали ещё до появления дружины Бориса. Воины радостно повернули домой. Но дорогой Борис получил печальное известие о кончине своего отца. Это был страшный удар для князя, но следом за ним последовал и второй: двоюродный брат Святополк захотел единолично управлять Русью, объявил себя великим князем и послал убийц к Борису. Они подошли к походному шатру князя и стали протыкать его копьями. Георгий бросился защищать Бориса. Он закрыл его своим телом и принял на себя удар копья, от которого тут же скончался.
Ефрем не участвовал в том походе. Узнав о смерти брата, он прибыл на место трагедии. Хотел похоронить Георгия, но тела его не нашёл. Обнаружил только отрубленную голову. И был так потрясён злодеянием, что решил изменить свою жизнь и посвятить её Богу и добрым делам.
Рядом с городом Торжок Ефрем открыл странноприимный дом и начал служить людям. Принимал путешественников и торговцев, ухаживал за заболевшими в дороге, помогал тем, кто попал в беду. А через несколько лет основал на горе возле Торжка обитель с каменным храмом во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Монастырь тоже назвали Борисоглебским. До конца своих дней Ефрем служил в обители в сане архимандрита.
Судьба третьего брата - Моисея сложилась трагически. Он сумел избежать смерти в ту страшную ночь, когда убили Георгия и добрался до Киева, где его спрятали от Святополка. Но спустя три года город захватили поляки, Моисей попал в плен и был увезён в Польшу. Необыкновенно красивый молодой человек понравился богатой вдове-полячке. Горя желанием выйти замуж за Моисея, она выкупила его из плена. Но Моисей категорически отказался вступать в брак, так как мечтал принять монашеский постриг. К каким только ухищрениям ни прибегала вдова - всё было бесполезно. Моисея не сломили ни обещания сделать его богатым, ни даже жестокие пытки.
Когда в Польше вспыхнуло восстание, вдова погибла. А истерзанный Моисей потом ещё несколько лет восстанавливал подорванное пытками здоровье. Залечив раны, он пришёл в Киево-Печерский монастырь и прожил в нём иноком больше десяти лет. А когда Моисей – образец чистоты и целомудрия умер, то прикосновением к его мощам монахи избавлялись от плотских искушений.
Все три брата-венгра, пришедшие в Киевскую Русь в конце десятого столетия просияли в лике святых. Георгия канонизировали как мученика, а Ефрема и Моисея как преподобных.
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение