Жизнь братьев-венгров, вошедших в русскую историю – Ефрема Новоторжского, Георгия и Моисея - яркий пример того, что принято называть братской любовью. Ефрем, Георгий и Моисей, которых отличали благочестие и твёрдая христианская вера, всегда были готовы пожертвовать собой, когда дело касалось защиты друг друга.
Они родились и воспитывались в Венгрии, а став взрослыми переехали в Ростов, где поступили на службу к сыну киевского князя Владимира Ясно Солнышко – Борису. Борис даровал братьям боярское звание и зачислил их в свою дружину. Служили Ефрем, Георгий и Моисей с усердием, они любили Бориса и бесконечно его уважали.
В то время Русь часто подвергалась нападениям печенегов. Один из таких набегов отправился отражать князь Борис. Вместе с ним в поход ушли и Георгий с Моисеем. Битва не состоялась, печенеги бежали ещё до появления дружины Бориса. Воины радостно повернули домой. Но дорогой Борис получил печальное известие о кончине своего отца. Это был страшный удар для князя, но следом за ним последовал и второй: двоюродный брат Святополк захотел единолично управлять Русью, объявил себя великим князем и послал убийц к Борису. Они подошли к походному шатру князя и стали протыкать его копьями. Георгий бросился защищать Бориса. Он закрыл его своим телом и принял на себя удар копья, от которого тут же скончался.
Ефрем не участвовал в том походе. Узнав о смерти брата, он прибыл на место трагедии. Хотел похоронить Георгия, но тела его не нашёл. Обнаружил только отрубленную голову. И был так потрясён злодеянием, что решил изменить свою жизнь и посвятить её Богу и добрым делам.
Рядом с городом Торжок Ефрем открыл странноприимный дом и начал служить людям. Принимал путешественников и торговцев, ухаживал за заболевшими в дороге, помогал тем, кто попал в беду. А через несколько лет основал на горе возле Торжка обитель с каменным храмом во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Монастырь тоже назвали Борисоглебским. До конца своих дней Ефрем служил в обители в сане архимандрита.
Судьба третьего брата - Моисея сложилась трагически. Он сумел избежать смерти в ту страшную ночь, когда убили Георгия и добрался до Киева, где его спрятали от Святополка. Но спустя три года город захватили поляки, Моисей попал в плен и был увезён в Польшу. Необыкновенно красивый молодой человек понравился богатой вдове-полячке. Горя желанием выйти замуж за Моисея, она выкупила его из плена. Но Моисей категорически отказался вступать в брак, так как мечтал принять монашеский постриг. К каким только ухищрениям ни прибегала вдова - всё было бесполезно. Моисея не сломили ни обещания сделать его богатым, ни даже жестокие пытки.
Когда в Польше вспыхнуло восстание, вдова погибла. А истерзанный Моисей потом ещё несколько лет восстанавливал подорванное пытками здоровье. Залечив раны, он пришёл в Киево-Печерский монастырь и прожил в нём иноком больше десяти лет. А когда Моисей – образец чистоты и целомудрия умер, то прикосновением к его мощам монахи избавлялись от плотских искушений.
Все три брата-венгра, пришедшие в Киевскую Русь в конце десятого столетия просияли в лике святых. Георгия канонизировали как мученика, а Ефрема и Моисея как преподобных.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











