Путешествуя по окрестностям Соликамска, вы вряд ли проедете мимо деревни Верх-Усолка. Она находится километрах в двадцати от него на юг.
Было время, когда Верх-Усолка славилась и количеством жителей, и числом построек. В наше время её жители давно переселились в выросший поблизости поселок Селянка или же расположенные поодаль от него города. Теперь эту деревню называют даже нежилой, настолько крохотным стало количество ее обитателей.
Но рассказать о ней стоит, как минимум, по двум причинам. Во-первых, здесь до сих пор стоит Покровская церковь. Стоит в окружении кирпичных столбов существовавшей некогда вокруг нее металлической ограды. Она выстроена в 1750 году «иждивением» соликамского купца Герасима Онуфриева.
Покровская церковь – небольшое компактное сооружение. Отличительную особенность её составляет трехъярусная колокольня. Колокольня восьмигранная, с вытянутыми арочными проемами звона на каждой плоскости. Под проемами звона размещены прямоугольные ниши. Основанием колокольни служит чуть приземистый постамент с лопатками на углах, поставленный на сомкнутый свод четверика храма. Венчается колокольня дополнительным восьмигранным объемом с небольшими арочными проемами на четырех сторонах и небольшим восьмигранным барабаном с луковичной главкой и ажурным крестом. Это редкий памятник архитектуры, в ярусной композиции которого есть сходство с композицией ряда столичных церковных построек конца XVII века.
А вторая причина проявить интерес к деревне та, что она является родиной Артемия Сафроновича Бабинова – посадского человека, открывшего «Государеву Ворхотурскую дорогу». Чаще для краткости её называли «Бабиновской дорогой». Она соединяла Соликамск и Верхотурье и сыграла важную роль в освоении Сибири.
Новая дорога была в 8 раз короче прежней. Есть предание, по которому Бабинов выведал о новом пути у малочисленного народа под названием вогулы, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле Чаньвинской пещеры на аборигенов, справляющих свои языческие обряды. Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям реки Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев.
За открытие и устройство дороги царь Фёдор Иоаннович наградил Бабинова землями в верхнем течении реки Яйвы и освободил от уплаты податей. Поступив на государственную службу, Бабинов до конца жизни следил за содержанием дороги. В официальных документах того времени он назывался «вождём сибирской дороги». Скончался «вождь» примерно лет на сто раньше, чем построили Покровскую церковь.
И вот что мне подумалось: сейчас уже никто и не помнит, что Бабинов имел земли и не платил налоги, а «Бабиновскую дорогу» знают. Как и Покровскую церковь. Вот так всегда – в истории и в памяти остается то, что делается или на благо Родины, или во славу Господа.
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема