Если бы я хотела показаться очень подкованной в церковной лексике, я начала бы так: «есть в христианстве такое понятие как соборность»… Получается, что я так уже начала. Поэтому попробую еще раз, попроще. Верующие люди считают, что молиться лучше всего собравшись вместе. Все знают фразу «где двое или трое соберутся во Имя Мое»… Но собираться вместе хорошо не только для молитвы. Мирским, то есть обыкновенным, немонашествующим людям святые отцы очень рекомендуют общение, причем общение хорошее. Вот как об этом сказано у святого Дмитрия Ростовского: «С преподобными — преподобен будешь, со строптивыми — развратишься.”
Я не знаю, насколько имею на это право, но я понимаю это не только как: имей отношения с глубоко верующими людьми, и будешь заражаться их верой. Мне кажется, многие не пришедшие к вере люди могут поднять нашу духовную планку на хорошую высоту. Я про таких людей говорю: «приятно рядом посидеть». Психологи пишут, что если хочешь быть успешным – общайся с успешными, счастливым – с людьми радостными, наполненными жизнью. А когда придешь к тому, что ни успех, ни радостность счастья не гарантируют – то есть начнешь думать о душевном своем состоянии – найди себе соответствующую компанию.
Но соборность – то есть собранность вместе – не только молитвы и разговоры о вечном. Это еще и разделение повседневных проблем и радостей друг друга. Ведь очень часто одному человеку его горе или как ни странно даже радость – не поднять одному. Вчера прочитала в фейс буке крик о помощи от моей подруги: «Помолитесь о моем муже все кто как сможет!» Я кинулась к телефону, моя подруга рыдала. Муж попал в реанимацию, получил серьезные увечья. Не потому подруга возопила к нам, что мы очень большие молитвенники или – что она человек церковный. Просто, плача сказала она, мне показалось, что если все будут о нем думать и кто как может у Бога просить – он к нам вернется.
С этой точки зрения даже социальные сети, если их правильно использовать – тоже получается соборность?
Мы все очень нуждаемся в советах, рассказах о чужом опыте, наставлениях, объяснениях. И ищем на эту тему учителей – кто как себе представляет, что такое учитель. Мудрый священник может объяснить что-то такое, до чего мы не додумаемся. Но как ни странно, потом я заметила – я начинаю звонить друзьям, которых тоже считаю мудрыми – и обсуждать с ними и свою ситуацию, и батюшкин совет. Я помню, как позвонила подруге и спросила: «Послушай, вот я на каждой исповеди говорю о том, что терпеть не могу мою вредную родственницу – ты знаешь, любить ее просто нереально – но ничего не происходит, я все так же к ней отношусь. Может, нужна какая-то специальная медитация на тему: я люблю эту вредную тетку – я люблю ее – мое сердце наполняется любовью – что-нибудь в этом роде?» Моя мудрая подруга подумала и говорит: «По-моему, есть только одна православная медитация. Очень простая: все вокруг, даже кого я не люблю,покаются и спасутся – а я нет…»
Я попробовала – и знаете, работает! Это я об еще одном преимуществе соборности: ученик ученику поможет лучше иногда, чем учитель. Потому что сам об этом недавно думал. Поможет лучше – потому что знает меньше. Разве вы никогда не просили отличника объяснить человеческим языком эту сложную задачу по математике?..
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема