Жизнь и деяния святых вдохновляли писателей и поэтов всех времен в творчестве, зачастую давая импульс новым идеям.
«Книга судей» в Библии описывает тот период в истории еврейского народа, когда после смерти Иисуса Навина израильтяне остались без вождя. Теперь они управлялись своими старейшинами или как их называли — судьями.
Одним из таких судей был живший приблизительно в 11 веке до нашей эры Самсон — человек необычайной физической силы и такой же силы духа.
Самсон происходил из колена Дана, которое постоянно воевало с соседним племенем филистимлян. Ко времени рождения Самсона израильтяне без малого сорок лет находились в порабощении у соседей.
Само появление на свет Самсона было чудесным.
Вот как рассказывает об этом в поэме Мильтона «Самсон-борец» Маной, отец Самсона.
МИЛЬТОН:
« Я о потомстве
Молил творца, и у меня родился
Сын —да какой! — сородичам на зависть.
Но кто из них судьбою поменялся б
Со мной теперь? О, для чего господь
Мне внял, взыскав меня безмерным счастьем?
Зачем его щедроты нам желанны,
Коль скоро, словно жалом скорпион,
Нас каждый дар его язвит бедою?
Зачем два раза ангел низлетал,
Велев вскормить ребенка чистой пищей,
Как редкое священное растенье,
Что всех дивит в дни краткого расцвета?»
О чем же теперь горько стенает старый Маной? Впрочем, обо всем по порядку. При рождении Самсона Ангел предсказал: «И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян». Самсон с детства был назореем, то есть посвященным Богу. Он не пил вина, не стриг волос и всегда помнил о своем высшем предназначении.
Сила Самсона была так велика, что он однажды растерзал, как козленка, встретившегося ему на дороге льва. В другой раз Самсон убил в один день тысячу филистимлян ослиной челюстью. Он свободно мог разрывать самые прочные веревки и оковы.
Однажды Самсон пришел в город Газу и остался там ночевать. Филистимляне решили там его убить и закрыли городские ворота. В полночь Самсон проснулся и решил уйти из города. Придя к воротам, он обнаружил, что они замкнуты. Тогда он схватил городские двери вместе с косяками и засовами, положил их на плечи и отнес на гору.
Но теперь это все в прошлом. Судья Самсон сидит в оковах в темнице — он стал рабом филистимлян.
В поэме Мильтона героя навещают друзья и соплеменники, представляющие собой Хор, наподобие хора античных трагедий — они пытаются найти хоть какие-то слова утешения.
МИЛЬТОН:
«Ужель глаза не лгут? Ужели это он,
Тот прославленный воин,
Тот Самсон, что сражал, безоружный,
Самого грозного зверя и недруга,
Льва растерзал, словно лев козленка,
Шел на врагов с руками голыми.
В строй их железный,
Блещущий бронями халибской выделки,
Острыми копьями ощетиненный,
Смело врывался, презрев опасность;
Тот, чей единый взмах
Сеял смерть во вражьих рядах;
Тот, чья поступь неодолимая
В бегство язычников обращала?»
А случилось вот что. Филистимляне давно хотели узнать: в чем же секрет необычайной, сверхъестественной силы Самсона? И подговорили за деньги красавицу-филистимлянку Далилу, чтобы она выведала у Самсона его секрет.
В конце-концов Самсон открылся коварной женщине.
«Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…», - рассказывается об этом в Книге Судей. Когда Самсон заснул, Далила велела состричь с его головы волосы и позвала филистимлян. Самсон хотел с ними сразиться, но силы оставили его. Так герой Самсон оказался в руках врагов. Филистимляне заковали его в цепи, выкололи ему глаза и заставили в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов.
Мильтон не жалеет красок, чтобы показать всю силу раскаяния Самсона.
МИЛЬТОН:
«Заслужены мной все мои несчастья -
Лишь я виновник и причина их.
Да, мой позор безмерен, но безмерно
И безрассудство: я обет нарушил
И выдал хананеянке коварной,
Язычнице и нашему врагу,
Мне Господом доверенную тайну...»
Приходит отец Самсона с известием — он почти договорился с кем-то из филистИмлян, что Самсона за выкуп отпустят домой. Но Самсона не радует эта новость — он знает, что еще не выполнил своего главного предназначения, о котором когда-то возвестил Ангел.
МИЛЬТОН:
«Чем могу я, ослепленный,
Поруганный, раздавленный, бессильный,
Полезен быть народу своему
И делу, мне порученному небом?
Не тем ли, что сидеть у очага,
Как трутень, буду, жалость возбуждая
В прохожих людях кудрями густыми,
Нагробьем жалким сил моих былых...»
Следом в темницу является посыльный от филистимлян: Самсона зовут на торжество в честь языческого бога Дагона. На пиру будут игры, пляски и традиционное сражение силачей — всем интересно посмотреть на силу Самсона.
МИЛЬТОН:
«Ответь, что не приду я. Мне, еврею,
Закон моей страны не дозволяет
На празднествах языческих бывать.
Я быть для вас могу животным вьючным,
Но скоморохом стать и, перейдя
Предел последний срама и позора,
Ломаться на потеху нечестивцам
Пред истуканом!.. Нет, я не приду.»
Но Самсон все-таки пошел на пир и совершил подвиг. Ведь никто не заметил, что у него уже отросли волосы и вернулась былая сила.
С помощью мальчика-поводыря Самсон подошел к двум столбам, на которые опирался храм и уперся в них руками. Воскликнув «Умри, душа моя, с Филистимлянами!», Самсон напряг все свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами три тысячи филистимлян, которые там веселились и… самого Самсона.
Так слепой Самсон в одиночку, ценой своей жизни на много лет освободил израильтян от власти филистимлян.
В финале поэмы Мильтона старый Маной с гордостью обещает взять тело сына...
МИЛЬТОН:
«И с почестями схоронить в земле
Отцов и дедов, где над ним воздвигну
Я памятник, вечнозеленым лавром
И пальмами обсаженный. На них
Развешу я сыновние трофеи
И свитки со сказаньями о нем.
Там будут наши юноши сходиться,
Дабы воспоминанье о Самсоне
На подвиги воспламеняло их.»
Ветхозаветный герой Самсон вдохновлял на подвиги и английского поэта, политического деятеля и мыслителя 17 века Джона Мильтона, автора трагической поэмы «Самсон-борец».
Джон Мильтон тоже был борцом — сподвижником вождя английской буржуазной революции Оливера Кромвеля. И тоже все потерял, когда была восстановлена монархия Стюартов. Поэт чудом избежал политических репрессий, поселившись в уединении вдали от общества.
Он был стар, болен, одинок и к тому же ослеп — почти как библейский Самсон. Но как раз в этот период жизни Джон Мильтон совершает своей жизненный подвиг и пишет одну за другой грандиозные эпические поэмы на библейские сюжеты: «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и «Самсон-борец».
Пушкин написал о Мильтоне: «В злые дни, жертва злых языков, в бедности, в гонении и в слепоте сохранил непреклонность души и продиктовал «Потерянный Рай».
Прибавим сюда и поэму о библейском герое Самсоне.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе: «Прообразы: святые в литературе».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов