Жизнь и деяния святых вдохновляли писателей и поэтов всех времен в творчестве, зачастую давая импульс новым идеям.
«Книга судей» в Библии описывает тот период в истории еврейского народа, когда после смерти Иисуса Навина израильтяне остались без вождя. Теперь они управлялись своими старейшинами или как их называли — судьями.
Одним из таких судей был живший приблизительно в 11 веке до нашей эры Самсон — человек необычайной физической силы и такой же силы духа.
Самсон происходил из колена Дана, которое постоянно воевало с соседним племенем филистимлян. Ко времени рождения Самсона израильтяне без малого сорок лет находились в порабощении у соседей.
Само появление на свет Самсона было чудесным.
Вот как рассказывает об этом в поэме Мильтона «Самсон-борец» Маной, отец Самсона.
МИЛЬТОН:
« Я о потомстве
Молил творца, и у меня родился
Сын —да какой! — сородичам на зависть.
Но кто из них судьбою поменялся б
Со мной теперь? О, для чего господь
Мне внял, взыскав меня безмерным счастьем?
Зачем его щедроты нам желанны,
Коль скоро, словно жалом скорпион,
Нас каждый дар его язвит бедою?
Зачем два раза ангел низлетал,
Велев вскормить ребенка чистой пищей,
Как редкое священное растенье,
Что всех дивит в дни краткого расцвета?»
О чем же теперь горько стенает старый Маной? Впрочем, обо всем по порядку. При рождении Самсона Ангел предсказал: «И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян». Самсон с детства был назореем, то есть посвященным Богу. Он не пил вина, не стриг волос и всегда помнил о своем высшем предназначении.
Сила Самсона была так велика, что он однажды растерзал, как козленка, встретившегося ему на дороге льва. В другой раз Самсон убил в один день тысячу филистимлян ослиной челюстью. Он свободно мог разрывать самые прочные веревки и оковы.
Однажды Самсон пришел в город Газу и остался там ночевать. Филистимляне решили там его убить и закрыли городские ворота. В полночь Самсон проснулся и решил уйти из города. Придя к воротам, он обнаружил, что они замкнуты. Тогда он схватил городские двери вместе с косяками и засовами, положил их на плечи и отнес на гору.
Но теперь это все в прошлом. Судья Самсон сидит в оковах в темнице — он стал рабом филистимлян.
В поэме Мильтона героя навещают друзья и соплеменники, представляющие собой Хор, наподобие хора античных трагедий — они пытаются найти хоть какие-то слова утешения.
МИЛЬТОН:
«Ужель глаза не лгут? Ужели это он,
Тот прославленный воин,
Тот Самсон, что сражал, безоружный,
Самого грозного зверя и недруга,
Льва растерзал, словно лев козленка,
Шел на врагов с руками голыми.
В строй их железный,
Блещущий бронями халибской выделки,
Острыми копьями ощетиненный,
Смело врывался, презрев опасность;
Тот, чей единый взмах
Сеял смерть во вражьих рядах;
Тот, чья поступь неодолимая
В бегство язычников обращала?»
А случилось вот что. Филистимляне давно хотели узнать: в чем же секрет необычайной, сверхъестественной силы Самсона? И подговорили за деньги красавицу-филистимлянку Далилу, чтобы она выведала у Самсона его секрет.
В конце-концов Самсон открылся коварной женщине.
«Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…», - рассказывается об этом в Книге Судей. Когда Самсон заснул, Далила велела состричь с его головы волосы и позвала филистимлян. Самсон хотел с ними сразиться, но силы оставили его. Так герой Самсон оказался в руках врагов. Филистимляне заковали его в цепи, выкололи ему глаза и заставили в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов.
Мильтон не жалеет красок, чтобы показать всю силу раскаяния Самсона.
МИЛЬТОН:
«Заслужены мной все мои несчастья -
Лишь я виновник и причина их.
Да, мой позор безмерен, но безмерно
И безрассудство: я обет нарушил
И выдал хананеянке коварной,
Язычнице и нашему врагу,
Мне Господом доверенную тайну...»
Приходит отец Самсона с известием — он почти договорился с кем-то из филистИмлян, что Самсона за выкуп отпустят домой. Но Самсона не радует эта новость — он знает, что еще не выполнил своего главного предназначения, о котором когда-то возвестил Ангел.
МИЛЬТОН:
«Чем могу я, ослепленный,
Поруганный, раздавленный, бессильный,
Полезен быть народу своему
И делу, мне порученному небом?
Не тем ли, что сидеть у очага,
Как трутень, буду, жалость возбуждая
В прохожих людях кудрями густыми,
Нагробьем жалким сил моих былых...»
Следом в темницу является посыльный от филистимлян: Самсона зовут на торжество в честь языческого бога Дагона. На пиру будут игры, пляски и традиционное сражение силачей — всем интересно посмотреть на силу Самсона.
МИЛЬТОН:
«Ответь, что не приду я. Мне, еврею,
Закон моей страны не дозволяет
На празднествах языческих бывать.
Я быть для вас могу животным вьючным,
Но скоморохом стать и, перейдя
Предел последний срама и позора,
Ломаться на потеху нечестивцам
Пред истуканом!.. Нет, я не приду.»
Но Самсон все-таки пошел на пир и совершил подвиг. Ведь никто не заметил, что у него уже отросли волосы и вернулась былая сила.
С помощью мальчика-поводыря Самсон подошел к двум столбам, на которые опирался храм и уперся в них руками. Воскликнув «Умри, душа моя, с Филистимлянами!», Самсон напряг все свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами три тысячи филистимлян, которые там веселились и… самого Самсона.
Так слепой Самсон в одиночку, ценой своей жизни на много лет освободил израильтян от власти филистимлян.
В финале поэмы Мильтона старый Маной с гордостью обещает взять тело сына...
МИЛЬТОН:
«И с почестями схоронить в земле
Отцов и дедов, где над ним воздвигну
Я памятник, вечнозеленым лавром
И пальмами обсаженный. На них
Развешу я сыновние трофеи
И свитки со сказаньями о нем.
Там будут наши юноши сходиться,
Дабы воспоминанье о Самсоне
На подвиги воспламеняло их.»
Ветхозаветный герой Самсон вдохновлял на подвиги и английского поэта, политического деятеля и мыслителя 17 века Джона Мильтона, автора трагической поэмы «Самсон-борец».
Джон Мильтон тоже был борцом — сподвижником вождя английской буржуазной революции Оливера Кромвеля. И тоже все потерял, когда была восстановлена монархия Стюартов. Поэт чудом избежал политических репрессий, поселившись в уединении вдали от общества.
Он был стар, болен, одинок и к тому же ослеп — почти как библейский Самсон. Но как раз в этот период жизни Джон Мильтон совершает своей жизненный подвиг и пишет одну за другой грандиозные эпические поэмы на библейские сюжеты: «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и «Самсон-борец».
Пушкин написал о Мильтоне: «В злые дни, жертва злых языков, в бедности, в гонении и в слепоте сохранил непреклонность души и продиктовал «Потерянный Рай».
Прибавим сюда и поэму о библейском герое Самсоне.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе: «Прообразы: святые в литературе».
Сначала нужно поменяться самой. Екатерина Гилева
Господь подарил мне несколько встреч и разговоров с удивительным человеком — владыкой Августином, на тот период епископом Городецким и Ветлужским. Одна из них круто перевернула мое представление о браке.
В тот день мы разговаривали за чашкой чая. И подошли к вопросу, почему же я такая, как говорится, «активистка, спортсменка, да и просто красавица», в свои без малого 33 года до сих не за мужем?
На тот момент в моей голове четко сформировалась картина — каким должен быть мой спутник жизни. Я озвучила по списку все свои требования к потенциальному мужу и отцу моих детей.
И тут владыка охладил меня с виду простым вопросом: «А ты как считаешь, сама-то соответствуешь всем тем требованиям, что предъявляешь к будущему супругу?»
Меня будто кто-то встряхнул... До этого разговора я не задумывалась о том, что сама по идее должна обладать теми добродетелями, которые ищу в другом человеке.
Но я была настолько далека от желаемой реальности! Пелена с глаз спала, и я начала видеть свои грехи... Словно эпизоды из кино пролетали перед глазами сцены из жизни, где я вела себя высокомерно, обижалась и обижала близких людей, требовала от других внимание к себе, но была крайне скупа на проявление заботы о ближних. Героиня моего фильма оказалась эдакой эгоистичной потребительницей, которая живет только для себя. И кому-то еще рядом с ней просто нет места.
Зрелище не из приятных. Но оно дало новую мотивацию. Теперь я была настроена уже не на поиск, а на работу над собой! Стала отслеживать не то, как ко мне относятся, а как я отношусь к людям. И появилась потребность отдавать, а не получать.
Теперь мне более понятен глубокий смысл Первого послания святого Апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И теперь я эти строки соотношу не с поведением потенциальных женихов, а со своим отношением к людям.
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
История про мышку. Екатерина Гилева
Эта история произошла в самом начале моего воцерковления. Я часто приезжала в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
В тот раз приехала, чтобы помочь в подготовке одного молодежного форума. Участники и основная команда организаторов собрались в актовом зале. Я как дежурная осталась в одном из кабинетов 1 этажа, где хранился реквизит.
Буквально через 15 минут дежурства мое одиночество нарушила не званная гостья. Маленькая серенькая мышка неторопливо перемещалась по кабинету. Она подходила то к одному столу, то к другому. А потом попыталась прошмыгнуть прямо возле моих ног!
От испуга я взвизгнула и подняла ноги на системный блок, стоящий под столом. А мышка — наоборот — не боялась ничего. Не обращала внимание ни на топанья, ни на хлопания, ни на уговоры незамедлительно покинуть кабинет!
Ничего не оставалось, кроме как позвонить ответственному за решение организационно-хозяйственных вопросов в монастыре иноку Евмению и попросить как можно скорее принести в тот кабинет мышеловку. Я пылко объясняла, что нахальную мышь нужно срочно поймать и обезвредить!
Но ответ меня обескуражил. Отец Евмений объяснил, что в монастыре нет ни одной мышеловки. И вообще в монастырях в подобных ситуациях на протяжении многих сотен лет принято бороться с грызунами другими не менее действенными способами. Он предложил мне почитать акафист святому мученику Трифону. Этот святой неоднократно силой своей молитвы заставлял уходить вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Честно говоря, я немного растерялась от такого ответа, но, поблагодарила за совет и положила трубку, продолжив думать, где же можно все-таки раздобыть мышеловку.
Вышла в коридор и встретила эконома монастыря отца Андрея. Изложила ему суть проблемы и мой вариант ее решения. Но отец Андрей также не порадовал своим ответом. Он сказал, что на такой случай в монастыре вместо мышеловки есть кот.
Признаюсь честно, тогда все предложенные решения мне показались очень странным. Ну, вариант с котом — еще реальный. А вот акафист... Вроде бы такие взрослые люди, а верят в какие-то там акафисты...
Тот день до самого вечера мы провели в кабинете вдвоем с мышью...
Утром, вернувшись в кабинет, я ее там не обнаружила. И все последующие дни, недели, годы моего трудничества в этом помещении, я не встречала больше мышей.
Скажу честно, я тогда не понимала, что такое акафист. Так его и не прочитала. Но мышь ушла. И я верю, что это произошло по молитвам отцов, которые не поддержали мои методы решения проблемы с помощью мышеловки. Молитва. Что может быть сильнее? Вот такой я тогда получила урок. Ведь сказано — «По вере Вашей да будет Вам!»
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Воистину Воскресе Христос. Екатерина Гилева
В детстве я часто гостила у родственников в селе Кантаурово Нижегородской области. В Пасхальную ночь мы со старшей двоюродной сестрой Машей и нашими подружками любили прибегать в храм в честь Живоначальной Троицы и ждать, когда же наступит полночь. Тогда все молящиеся во главе с отцом Александром — настоятелем, выйдут из храма и всё село присоединится к праздничному Крестному ходу. Мы ждали, когда идущие зажгут свечи и лампадки, когда зазвучит Пасхальный перезвон и сольётся в радостном многоголосье долгожданное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Прошли годы, прежде чем вошла в храм и совершила свои первые шаги на пути воцерковления. И вот, настала весна. И я с нетерпением ожидала ночную Пасхальную службу в Городецком Феодоровском монастыре.
На эту службу сюда решили приехать и мои студенческие друзья со своей пятилетней дочкой Олесей. Они тоже захотели впервые в жизни остаться на всю ночную службу.
Около 10 вечера храм уже был наполнен людьми. На клиросе что-то читали. Тихо, но уже торжественно. Глаза разбегались от красоты цветов, которыми украсили храм. «Это всё благодаря Марии Дмитриевне и ее помощницам, которые за несколько дней до праздничной службы днем и ночью трудились, как пчелки, над цветочным убранством» — рассказывала я друзьям.
Красные цветы. И красные платья и платки у прихожанок. А еще — красные облачения у священников. Я наконец поняла, почему и в селе люди надевали красное на Пасху! Этот цвет, как символ радости Воскресения Христова и победы Жизни над смертью.
Мы с маленькой Олесей решили забраться на ступеньки повыше, чтобы нам было лучше видно всё что происходит в храме во время богослужения.
В определенный момент службы священники стали выходить на солею. Выстроились в одну линию. И радостно друг за другом на разных языках начали поздравлять всех присутствующих в храме: «Христос Воскресе!» А в ответ доносилось соборное: «Воистину Воскресе Христос!»
И вдруг заворожённая малышка Олеся, наблюдавшая всю службу через перила лестничного подъёма, произнесла: «Как же красиво!»
Так искренне, так по-детски! И я почувствовала, как у меня наворачиваются слезы от внутренней даже не радости, ликования! Я вспомнила свои детские чувства на Пасху. Такие же, как у Олеси сейчас. И у меня! Тот же детский восторг! Только теперь я была не зрителем, а участником величайшего события Воскресения Христова! В тот день я почувствовала, что Христос родился в моем сердце, воскресил мою душу! И мне больше никогда... никогда не хотелось бы с Ним расставаться...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение