29 апреля 2016 года, в Великую Пятницу, на телеканале «Культура» состоится показ оратории «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона, которая была исполнена 30 марта в Крокус Сити Холле. Начало трансляции – в 23:50 по московскому времени.
«Страсти по Матфею» - наиболее часто исполняемое произведение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Честь открытия этого сочинения принадлежит Владимир Федосееву, который дирижировал премьерой, состоявшейся 9 лет назад, 27 марта 2007 года в Большом зале Московской государственной консерватории. Тогда произведение было исполнено Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, сводным хором, ведущими солистами оперной сцены под управлением прославленного дирижера. На концерте присутствовали приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и митрополит (ныне Святейший Патриарх) Кирилл.
С тех пор произведение стало, вероятно, самым исполняемым музыкальным сочинением ныне живущего российского композитора: оно было исполнено более 80 раз во многих городах России, а также в Австралии, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Казахстане, Канаде, Литве, Македонии, Молдавии, Польше, Сербии, США, Турции, Украине, Швейцарии, Эстонии, Японии. Все концерты неизменно завершались восторженными овациями публики.
На музыку «Страстей по Матфею» режиссером Павлом Лунгиным был создан художественный фильм «Дирижер», с успехом показанный в российских и зарубежных кинотеатрах, завоевавший приз Шанхайского кинофестиваля.
Ежегодно, особенно в период Великого поста, в разных городах России и за рубежом это произведение исполняется ведущими хоровыми и оркестровыми коллективами.
Одно из последних исполнений состоялось 30 января сего года в токийском зале Хамарикю Асахи. В концерте принимали участие хор и оркестр под руководством молодого дирижёра Син Ватанабэ. Как сообщил г-н Ватанабэ, он был очень заинтересован «Страстями по Матфею» с 2010 года: «В очередной раз приехав в Москву, я купил диск, прослушал это произведение и был потрясён её выразительным музыкальным языком. В ней хрустальная чистота классических гармоний Баха переплелась с современным ладо-гармоническим языком и строгой мощью русских православных песнопений. С тех пор мысль об исполнении оратории в Японии меня не покидала».
В настоящем концерте в Крокус-сити-холле представлена вторая версия произведения, рассчитанная на светскую и молодежную аудиторию.
Отзывы
Меня увлекла идея единения духовного и единства культур. Что касается самого произведения, то мне хотелось бы сказать о своевременности появления подобной сценической мистерии как некой своеобразной формы, хотя «Страсти по Матфею» владыки Илариона можно назвать преемственными по отношению к музыке других жанров.
Когда я приступил к работе над партитурой, то понял, что в ней много замечательных страниц, страниц, наполненных духовностью. Да тут все страницы прекрасны! Эта музыка проникает в душу любого человека. Мне эта музыка близка по духу, по мелодике, по состоянию, по восприятию, по всему! Это мне близко, поскольку я русский человек и верую в Бога.
Владимир Федосеев,
главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра
*
Весь свой талант, все мастерство и духовный опыт автор принес к подножию Креста Христова. «Страсти по Матфею» являются знаковым произведением современного музыкального искусства, знаменующим поворот, обращение от внешнего к внутреннему, от бесконечных мучительных поисков самовыражения к тихому глубинному созерцанию подлинной духовной реальности.
Все произведение проникнуто невыразимой красотой и пленяет с первых аккордов, не отпуская внимания, ведя за собою к грандиозному, как приношение всех веков и музыкальных традиций Богу, финалу.
Работая с хором и впоследствии присутствуя на общих репетициях, я ощущал состояние потрясения и одновременно тихой чистой радости.
От многих оркестрантов и певцов я слышал похожие комментарии: наконец-то мы исполняем здоровую музыку. Музыку, которая не теребит и без того уставшую душу, а ведет ее по пути богопознания, по бесконечному пути памяти первого открытия Божьего мира, пути узнавания и приобщения к до боли знакомому и всегда новому миру чистой гармонии.
Алексей Пузаков,
художественный руководитель Московского синодального хора
*
С нескрываемым волнением шел я на первое исполнение «Страстей по Матфею» епископа Илариона (Алфеева), однако накал переживаний от услышанного превзошел все ожидания. Быть может, мне просто близка оказалась эта музыка: и по стилю, и по характеру высказывания, но, если судить по реакции публики, когда до предела заполненный Большой Зал Московской Консерватории в благоговейном безмолвии на протяжении более двух часов внимал этим проникновенным звукам, чтобы в конце взорваться в едином порыве восторженных рукоплесканий, - если судить по этому, - то мои чувства разделяли многие, находящиеся в зале.
В чем же секрет столь редкого единодушного приема этого нового сочинения, написанного не просто нашим современником, но и человеком, облеченным в высокий духовной сан, обладающим огромным не только художественным, но и духовным опытом? На мой взгляд, в глубоко личностном отношении к повествуемым событиям, связанным с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Сила этой музыки – в способности заставить людей сопереживать страданиям Христа так, как ощущает их сам автор этой духовной оратории, который посредством музыкальных звуков доносит до своих слушателей собственный духовный опыт, заставляя их стать немыми свидетелями тех страшных Евангельских событий.
Музыка эта современна в первую очередь потому, что близка многим слушателям, она направлена в глубь их души, пробуждает их сердца, взывает к совести и разуму, объединяет их великой «Пиетой» сострадания мукам Спасителя. Невозможно без слез и трепета слышать это изложенное дивными музыкальными звуками всем с детства знакомое трогательное повествование, зримо представлять образы тех далеких событий, которые словно бы происходят в настоящее время, чудесной силой музыки как будто бы приблизившись к нам. Музыкальные аллюзии баховской образно-интонационной сферы, в сочетании с православными песнопениями складываются здесь в стройную стилистическую систему, остро современную и в то же время вполне индивидуальную по характеру, в которой учтен и многосоставной слуховой опыт современного человека, и выражены самые глубокие и возвышенные чувства. Поэтому музыка эта становится своего рода мостом, связывающим столетия и культуры: обращенная к современному человеку она затрагивает глубинные пласты его духовной памяти, обостряет его внутреннее видение, способность проникать сквозь толщу времен и дает возможность ощутить свою принадлежность к человечеству в целом, ощутить связь со всеми ушедшими поколениями, почувствовать себя как создание Божие. Музыка эта универсальна и всечеловечна: она доступна всем людям без разграничения национальности, без разграничения конфессий. Такое небывалое духовное воздействие музыки никого не может оставить равнодушным, и только греховное чувство гордыни может вызвать какие-либо отрицательные эмоции по отношению к ней.
По широте своего воздействия, по новизне музыкального языка, по глубине духовного содержания, «Страсти по Матфею» Епископа Илариона, безусловно, новаторское произведение, не имеющего себе аналогов в отечественной музыкальной литературе.
Антон Висков,
член Союза композиторов России
*
Мы безумно благодарны владыке Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения. Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. Я очень рад самому факту появления нового произведения, смелости и той внутренней, духовной и интонационной чистоте, с которой владыка Иларион воплотил этот замысел.
И музыка, и религия – одной природы. Обе эти сферы помогают человеку познать мир. И очень радостно, что владыка Иларион соединил это. И то, что он нашел смелость, волю вернуться к музыке, вызывает восхищение. Причем вернуться на серьезном уровне, создав такое абсолютно качественное произведение от первого до последнего звука. Это титанический труд! В своем роде это получилось совершенное произведение. И нам очень радостно, что здесь он продемонстрировал великолепное мастерство и выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория.
Александр Кобляков,
декан композиторского факультета Московской консерватории
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема