
Фото: uchazdneg
В Вологодской области есть городок с необычным именем Тотьма. Оно, это название имеет финно-угорские корни и означает сырую местность, поросшую елями и кустарниками. Легенда же гласит, что Пётр I в свой первый приезд в Тотьму сказал: «То не город — то тьма». Так или иначе, город существует здесь с XII века и расположен на берегу реки Сухона, в месте впадения в неё реки Песья Деньга, в двухстах километрах от Вологды.
Сегодня Тотьма - это небольшой зеленый городок с населением в 10 тысяч человек, центр Тотемского района. Здесь удивительным образом сохранилась большая часть старинной застройки. И сегодня мы расскажем о храме в честь Рождества Христова, который расположен в самом сердце Тотьмы. Эта двухэтажная церковь была построена в XVIII столетии и имеет два престола: нижний - в честь Рождества Христова и верхний - во имя святителя Николая Чудотворца.
Рождественская церковь выполнена в стиле тотемского русского барокко. Ее розовые каменные стены украшены белым орнаментом и потому выглядят очень нарядно. Храм Рождества Христова имеет высокое узкое основание и в профиль более узкий, чем анфас. Все здание стремится ввысь и напоминает свечу. Это обязательная черта всех тотемских церквей.
В настоящее время в Рождественском храме находится рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин всю свою жизнь трудился в Тотьме. Его знают как кроткого и смиренного основателя Спасо-Суморина монастыря. Преподобный собрал большую библиотеку духовных книг и вёл самую строгую монашескую жизнь. Только после его кончины в 1568 году стало известно, что подвижник под одеждой носил железные вериги и власяницу. А на голову под куколь схимника надевал железную шапку.
Сохранилось множество рассказов о посмертных чудесах. Как-то одна женщина привела в обитель свою слепую дочь Иустину и получила благословение провести ночь у гробницы преподобного. Ночью женщине было видение. Два монаха шли по монастырю, когда один из них сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Затем они исчезли, а девочка услышала пение и почувствовала, что ей промывают глаза. Утром слепая прозрела.
Спасо-Суморин монастырь просуществовал до начала XX века и был закрыт 20-ых годах прошлого столетия. Мощи преподобного Феодосия поместили в Вологодском краеведческом музее. Святыню вернули Вологодской епархии в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси.
Сегодня поклониться мощам преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца можно в храме Рождества Христова, что в городе Тотьма в Вологодской области.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих отношениях с Богом, человек нередко спрашивает себя, почему он рождается в мире смертных и духовно несовершенных существ? Да, Адам и Ева согрешили, но он не может быть ответственен за их поступок. Почему же это как будто бы происходит? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Однажды, читая книгу по религиоведению, я наткнулся на такую фразу представителя одной из нехристианских религий: «В отличие от христиан, мы не верим, что все люди нравственно ответственны за грех первой пары людей. Каждый человек ответственен перед Богом только за свои личные грехи». Я очень смутился, если не сказать возмутился этими словами, потому что я как христианин тоже не верю, что Бог наказывает всё человечество за грех двух первых людей. Нести последствия чего-то и быть наказанным за что-то — это разные вещи. Скажем, часть декабристов была выслана в ссылку, где у них родились дети. Дети родились в сложных условиях, которые наложили отпечаток на всю их жизнь, но никак нельзя сказать, что кто-нибудь считал их виновными в поступках их отцов.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного утверждения: будучи врагами, люди примирились с Богом посредством смерти Его Сына. На первый взгляд звучит оно довольно странно, ведь мы не чувствуем себя врагами Бога. Но имеется в виду, конечно, не буквальная вражда с Богом, а неготовность и нежелание жить по Его воле. Например, старшему сыну Адама и Евы Каину Бог прямо говорит: «грех у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Однако вместо отвержения греха, Каин его совершает. В свою очередь Спаситель был во всём послушен Отцу даже до смерти. И те, кто отрекаются от противостояния Богу, через крещение приобщаются Его жизни и усыновляются через Него Отцу, Который так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного для спасения мира.
Но почему же человек грешит? Почему противостоит Богу, порой даже не зная о Его существовании? Апостол пишет, что «грехом одного человека в мир вошла смерть, которая перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». На первый взгляд может показаться, что все стали умирать, согрешив в Адаме, совершив нравственный выбор вместе с ним. Однако такой смысл, характерный для западных и некоторых современных русских переводов, не следует из греческого первоисточника. Читая греческий текст, восточные отцы говорили, что грех первого человека стал не только его личным поступком, но и заразил человеческую плоть смертностью, тленностью и страстностью. Эта болезнь греха вошла в саму природу человеческой плоти, которая с того момента располагает каждого потомка Адама и Евы к противостоянию Богу. Итак, входя в мир, мы противостоим Богу, с одной стороны, потому что наследуем падшую природу, а с другой, потому что сами с возрастом выбираем иную сторону, увлекаемые миром сим.
Впрочем, благовестие апостола Павла на то и благовестие, что на противостоянии Богу всё не заканчивается. По его мысли, как все стали умирать из-за Адама, так же все могут получить жизнь во Христе. Более того, для Павла благодать, которую мы можем получить через Христа, Бог-Отец подаёт нам с избытком.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Даша будет ходить! Давайте ей поможем

У Даши Коваленко серьёзные двигательные нарушения. В шесть месяцев, когда другие дети обычно начинают сидеть, она только-только училась держать голову.
Сейчас девочке уже семь. Это очень ласковый и светлый ребёнок. Она умеет сидеть, говорить и самостоятельно есть. Даша следует по жизни с музыкой — любит петь. Ходить она пока не умеет, зато научилась прекрасно плавать и нырять. И это доставляет ей огромную радость. Более того, находясь в воде, когда её тело становится легче, Даша шаг за шагом ступает по дну бассейна, что вызывает у неё ещё больший восторг.
Развиваться и крепнуть физически Даше здорово помогают реабилитации. Вот уже несколько лет родители возят её в один и тот же медицинский центр. Именно там у Даши появилось много новых достижений. И теперь есть реальная возможность научиться ходить не только в воде. Оплачивать дорогостоящие занятия для дочери семье Коваленко не всегда удаётся. Поскольку Даше нужна постоянная забота, мама всё время находится рядом с ней и работает только отец девочки. Поэтому семье необходима поддержка.
Недавно их взял под опеку фонд «Мои друзья». Чтобы Даша вновь смогла отправиться на важный курс восстановительного лечения, фонд открыл для неё сбор. Если вы хотите принять в нём участие и помочь Даше Коваленко уверенно шагнуть в будущее, переходите на сайт: Мои друзья.Орг и оставьте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первый Вселенский Собор о Церкви». Георгий Захаров

У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о постановлениях Первого Вселенского Собора, связанных с устройством и жизнью Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер