Люди часто говорят о том, что Бог «должен» вмешаться, чтобы остановить те или иные безобразия — несправедливость или войну. Бог иногда кажется людям молчащим, пассивным, отсутствующим. Атеисты пользуются этим, чтобы объявить, что Его и вовсе нет.
Но Бог не отсутствует — Он активно действует в этом мире, каждую минуту и в любом месте. Но не так, как мы от него ожидаем — молнии не поражают людей, которых мы считаем плохими, ангелы с небес не являются, чтобы решить наши проблемы.
Бог действует, прежде всего, через Своих святых. Людей, которые твердо положили в сердце своём искать Его, следовать Его воле, хранить Его заповеди, полагаться на Его благодать. Если я хочу — действительно хочу — чтобы Бог действовал в этом мире, мне следует предоставить Ему себя в качестве инструмента Его воли. Как говорит святой Апостол Павел, «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1) Если я доверюсь и покорюсь Богу, я буду одним из тех, через кого Он действует в мире.
Этот образ Его действий — через людей — может показаться непонятным. Почему Бог не может покончить со злом и несправедливостью просто актом Своего всемогущества? Уж Он бы мог просто хорошенько припугнуть кого надо, и всё пошло бы как следует...
Но это бы разрушило Его главную цель — Царство Святых. Бог создал этот мир, чтобы разделить Свою вечную жизнь, любовь и радость, с сотворёнными Им существами — людьми и ангелами. В вечности мы должны будем составить огромную, разнообразную, и бесконечно счастливую семью, глава которой — Христос.
А из-под палки можно загнать в тюрьму, но не в семью. Личные отношения с Богом, готовность открыться тем переменам, которые в нас совершит Святой Дух, возможны только по свободному произволению. Бог не может принудить нас «быть хорошими», любить Его и ближнего и стремиться к святости. Святость — это то, к чему нельзя принудить. Можно только поставить человека в условия, когда он может выбрать её, если захочет. А он может и не захотеть — там, где мы свободно можем избрать добро, мы можем и отказаться это делать. Мы можем выбрать и зло. Бог «должен» вмешаться, чтобы нам в этом помешать? Но тогда ни святость, ни просто добродетель будет невозможна — всякий будет добродетелен, когда над ним будет стоять ангел с какой-нибудь огненной плёткой, только будет ли это добродетелью?
Поэтому Бог как бы отступает в сторону — оставляя нам пространство для свободного решения, захотим мы творить Его волю или нет. И он действует в этом мире через тех, кто решает отозваться на Его тихий призыв, искать Его воли и повиноваться Ему, когда Он, кажется, «не вмешивается». Бог вмешивается в происходящее именно через таких людей.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема