Ранним утром третьего декабря 1721 года Анна Магдалена Вильке получила в подарок песню. На прелестную музыку были положены слова:
Желаю счастья в радостный день!
Кто видит Вас в венце и в прекрасном подвенечном платье,
У того сердце радуется.
Тем же утром в церкви немецкого городка Кётен Анна Магдалена обвенчалась с автором этой песни – композитором Иоганном Себастьяном Бахом. Девушке было двадцать лет, Баху – 36.
За полтора года до этого Иоганн Себастьян овдовел и остался один с четырьмя детьми. Когда боль от потери утихла, Бах стал думать о женитьбе. Он не хотел приводить детям мачеху, но и жить один тоже не мог. В это время в Кётен приехала с концертами певица Анна Магдалена – дочь старого приятеля Баха. Несколько раз она заходила в гости к Иоганну Себастьяну. Ей нравилось играть с его детьми, да она и сама походила на ребёнка – старшая дочь композитора была моложе её всего на восемь лет. Это смущало Баха, и всё же он решился сделать девушке предложение. А она решилась его принять.
Вместе с Анной Магдаленой в дом Баха вернулось счастье. Молодая супруга – мягкая, добрая, открытая – полюбила детей. И оказалась отличной хозяйкой. В доме Бахов всегда было уютно, шумно и весело. Одарённая певица, Анна Магдалена стала брать у мужа уроки игры на клавесине. Занятия шли так продуктивно, что скоро она уже исполняла сложные песни с приятными для супругов названиями: «Подари мне своё сердце» и «Если ты рядом».
Вечера были самым любимым временем для семейства Бахов. В гостиной зажигались свечи, Иоганн Себастьян брал в руки скрипку, а жена и дочь пели дуэтом под его аккомпанемент. Под окнами дома тут же собирались слушатели. Половина из них потом заходила в комнаты и садилась ужинать вместе с хозяевами, которые любили гостей.
Бах мечтал дать детям хорошее образование, а потому из маленького Кётена семья перебралась в Лейпциг. С переездом Анна Магдалена потеряла должность певицы и своё жалованье, но она знала, что университетский город необходим детям. А потому без слова упрёка Анна Магдалена собирала вещи. Бах, благодарный жене за понимание, по приезде в Лейпциг, внёс её в новый дом на руках.
В Лейпциге Иоганн Себастьян стал работать музыкантом в церкви и учителем в школе. А Анна Магдалена осваивала трудную профессию мамы. У неё родилось 13 детей. И всё же, когда Бах исполнял в церкви свои новые произведения, Анна Магдалена отправлялась слушать, как она говорила, «главную музыку». Супруга знала её до последней точки, ведь сама помогала Баху переписывать ноты. Причём, с годами почерк жены стал точной копией почерка мужа.
В семье постепенно сложился настоящий домашний оркестр. Дети пели и играли на разных инструментах. Друзья Бахов говорили, что душой этого ансамбля была, несмотря на вечную занятость и очередного младенца, Анна Магдалена. Это была счастливая семья, в которой все любили друг друга, смеялись и плакали вместе. Им было о чём горевать: Бахи похоронили семерых детей. Иоганну Себастьяну часто приходилось ездить в другие города и он иногда брал с собой жену, чтобы дать ей возможность немного отдохнуть. Дети взрослели, разъезжались, у них появлялись свои семьи. Неизменным оставалось только одно – Иоганн Себастьян и Анна Магдалена по-прежнему любили друг друга.
Бах умер в 65 лет. Ослепший после неудачной операции, он долго жил в кромешной тьме. А за десять дней до смерти неожиданно прозрел. Словно для того, чтобы в последний раз насладиться солнечным светом, лицами детей и ненаглядной Анны Магдалены. Когда-то он написал ей песню, в которой были такие строки:
Если ты рядом, я с радостью встречу смерть и вечный покой.
Ах, был бы сладостен мой конец,
когда б твои прекрасные руки закрыли мои верные глаза.
Всё получилось именно так, как хотел Бах.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов