«Врач, исцели себя сам» – известное выражение, ставшее пословицей, происходит из Библии.
В четвертой главе Евангелия от Луки мы читаем, что Иисус Христос возвращается в Назарет. Там Он вырос, и там все знают Его.
Была суббота, Он пришел в синагогу, где в присутствии других богомольцев читает фрагмент из Книги пророка Исайи о пришествии Мессии, и прочитав, говорит: «ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами». Он относит этот отрывок к Себе.
Все окружающие знают Иисуса, как сына плотника. И хотя, некоторые уже наслышаны о делах Его – нравственной жизни, чудесах, проповеди – не хотят верить тому, что Он – сын Божий.
«Все дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» – читаем мы далее.
И тогда Спаситель говорит им:
«конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».
Иисус озвучил то, о чем думали многие, кто слушал и удивлялся словам Его. Все видели в Нем рядового жителя Назарета, такого же, как и они сами.
Люди как бы говорят ему: помоги себе – сотвори такое чудо, которое возвысит тебя в глазах наших, и заставит забыть о том, что мы тебя хорошо знаем. И тогда мы поверим, что ты послан от Бога.
Как врач, который хочет лечить других, должен сначала показать свое искусство на себе самом, так поступи и Ты.
Выражение «Врач, исцели себя сам» сегодня звучит призывом обратить внимание на себя и свои недостатки.
«Врач, исцели себя сам» говорим мы, когда хотим показать, что человек, дающий советы другим, прежде всего, должен быть сам образцом в этом вопросе.
Тот, кто говорит нам как заработать деньги, должен быть сам финансово успешным. А тот, кто дает советы в строительстве, должен сам, как минимум, пережить не один ремонт или сделать его своими руками.
Также это выражение может употребляется еще в одном значении – необходимо самостоятельно находить выход из сложного положения, прежде, чем просить помощи у других.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема