Начиная с 15-го и вплоть до 20-го века (целых пять веков) греки находились в турецком пленении. Иначе как пленом нахождение жителей погибшей Византии в составе Османской империи назвать нельзя. Некоторые скажут – но ведь греки как бывшие граждане Византии согласно тогдашним законам имели в турецкой империи особый статус, более престижный, чем у прочих народов государства Османов. Но на практике не было в империи народа более гонимого государством, чем народ греческий.
Мало того, что турки закрыли на подвластной им территории практически все православные храмы и официально упразднили монастыри. Они еще и запрещали грекам носить национальную одежду, говорить на своем языке. Любое проявление национального самосознания жестоко каралось.
Но несмотря на все препятствия со стороны империи греки не только выжили как народ, но и, самое главное, сохранили в неприкосновенности православную веру. Им удалось сделать это, в том числе, благодаря жертвенному служению ряда священников и монахов, которые, не боясь наказаний со стороны государства, тайно обучали греческих детей грамоте и православной вере.
Обучение по понятным причинам могло проходить только по ночам и в очень укромных местах. Ведь только там, в почти недоступных для человека местах, могли существовать тогда в Греции храмы и даже монастыри. В этих храмах и монашеских обителях и разместились знаменитые “тайные школы”.
Обучение в “тайных школах” проходило в обстановке строжайшей секретности. Родители отпускали своих детей на занятия по ночам. Те несколько километров шли до места проживания священника или монаха-учителя, который скрывался от властей в лесу или горах. Сохранились слова песенки, которую дети напевали идя в тайную школу.
«Месяц мой ясный, Освети мне путь,
В школу я пойду получать знания,
От Бога исходящие».
Занятия могли посещать до нескольких сотен детей, проживавших в той или иной местности. От всех них требовалось полное молчание насчет того, где они учатся и у кого. Иначе их учителю грозила гибель. Надо сказать, что не было в истории “тайных школ” такого эпизода, когда ученики предали бы своего учителя.
Когда в 20-ом веке Греция наконец-то получила полную независимость, многие иностранцы удивлялись, насколько быстро греки восстановили свою цивилизацию. В их храмах тут же начались богослужения, на улицах городов зазвучали патриотические песни, в храмах были люди всех возрастов. Создавалось ощущение, как будто не было пяти веков ига и греческое православие не находилось под жестоким запретом властей. Подобный расцвет веры и национального самосознания в Греции был, конечно же, заслугой деятельности тайных школ, сохранивших для греческого народа его православную веру и культуру.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.