
Спуск каторжан в шахту. Савинский рудник Горно-Зерентуйской дистанции Нерчинского горного округа. 1891 год. Фотография А. К. Кузнецова.
Город Нерчинск появился на карте Сибири неспроста. Было тому, как минимум, две причины.
Первая причина – и очевидная – освоение бескрайних сибирских просторов, приведение под руку московского царя местных племен с целью получения дани-ясака, коя в основном платилась «мягкой рухлядью», то есть пушниной. А пушнина, в свою очередь, фактически была экспортным товаром, и даже зачастую выступала как денежный эквивалент – ею и награждали своих людей, и дарили иностранным гостям, и обменивали на другие нужные товары.
Вторая же причина менее очевидна. Но значительно более серьезна. Во времена освоения Сибири государство российское ощущало серьезный дефицит материала, из коего чеканились монеты. А материалом таким было серебро. Проще говоря, нужны были деньги. Настолько нужны, что в 1655 году монеты начали чеканить из меди. Массовый их выпуск вызвал рост цен, инфляцию, а в 1662 году и вовсе так называемый Медный бунт в Москве.
Запомним это и вернемся в Нерчинск.
Еще за годы до его основания сибирских воевод и атаманов доходили слухи, что в Забайкалье, в Даурии, тамошний местный народец изготавливает украшения из серебра. И образцы этих украшений также попадали в руки русских. А команды из Москвы – Искать серебро! – никто не отменял. И его искали. И нашли.
Именно в здешних окрестностях в 1677 году открыли месторождения серебряных руд. И именно здесь были построены Нерчинские сереброплавильные заводы. Первая плавка серебра состоялась в 1686 году. А с 1704 года начались уже регулярные плавки серебра.
И само собою разумеется, что появилось особое образование – Нерчинский горный округ. До 1760 года в нем был один завод. Позднее начали действовать еще почти десяток заводов. А в 1789 году построили Петровский железоделательный завод.
И также самом собою разумеется то, что Нерчинский горный округ стал коронной собственностью российской императорской семьи, что регламентировалось специальными указами.
Добытое и выплавленное серебро целиком отправлялось в Санкт-Петербург на Монетный двор. Заметим, что в середине 18-го века годовое производство серебра достигло 600 с лишним пудов.
А вот еще через сто лет, во второй половине 19-го века, Нерчинский горный округ начал плавить уже золото. Но, как принято говорить, это уже совсем другая история.
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











