Современные люди часто говорят, что им не хватает времени, которое они могли бы проводить с семьей. Особенно часто на это жалуются в крупных городах – темп жизни там очень быстрый, цены высокие, нужно много зарабатывать, чтобы обеспечить любимых всем необходимым. А еще карьера, друзья, личные увлечения… Иногда случается такое, что внезапно выдается свободная минутка, которую можно провести рядом с супругом, наедине. Но люди, привыкшие постоянно куда-то бежать, вдруг теряются: а чем же им заняться вместе, ведь у всех такие разные интересы? И по привычке садятся за разные компьютеры…
В XVI веке люди с утра до ночи были загружены тяжелой работой. На рассвете подоИ корову, уберись в доме, испеки хлеб, подними, развлеки детишек… Молодая ИулиАния, хоть и не была простой крестьянкой, бегала по двору не хуже других – ее хозяйского внимания требовала каждая мелочь. Более того – сердобольная ИулиАния, с детства обладающая чутким и нежным сердцем, старалась не только для домочадцев, но и для бедняков, которые всегда нуждались в помощи. Ее муж, Георгий ОсОрьин, служил самому царю, и его подолгу не бывало дома. Он мог уехать на год, на два, а то и на три. Все это время жена работала не покладая рук - дни маленькой усердной женщины были заполнены домашним трудом, а ночи она посвящала вышивке тканей, выручку от которых затем раздавала нищим.
Когда же возвращался Георгий, жизнь ИулиАнии меняла свой цвет – все вокруг окрашивалось светлой радостью. Но как бы ни хотелось жене просто посидеть рядом с горячо любимым мужем, дом все равно нельзя было забрасывать. ИулиАнии приходилось вставать и снова работать. Георгий, конечно, тоже не позволял себе оставаться без дела – мужская рука в хозяйстве нужна всегда. Только к ночи, когда шум и гам на дворе угасали, а дети засыпали, супруги могли побыть вдвоем.
В те времена выбор развлечений не поражал разнообразием, и было немного таких занятий, которые подошли бы благочестивой семейной паре. В вечерние часы, когда вокруг наступает тишина, а спать еще совсем не хочется, Георгий доставал старое переплетенное Евангелие и читал его жене. ИулиАния с радостью садилась возле мужа и закрывала глаза. Она не только внимала заключенной в книге мудрости, но и слушала низкий бархатный голос мужа, по которому так скучала во время его отсутствия. Потом, когда Георгий закрывал книгу, они с женой обсуждали прочитанное. ИулиАния никогда не отказывалась от этих разговоров, даже если очень уставала за день. Она ценила каждое мгновение, проведенное рядом с любимым, ей хотелось узнать его мнение и поделиться своим.
Георгий был счастлив, что может научить чему-то жену. Оставшись сиротой, она не получила никакого образования и не понимала многих слов, которые встречались в Священном Писании. Муж с готовностью растолковывал ей их значения и удивлялся тому, как быстро все схватывает ИулиАния.
Эти вечерние часы были желанной отдушиной для обоих супругов. Благодаря тихим беседам они узнавали друг друга лучше и лучше, это делало их отношения крепче.
От Георгия ИулиАния родила тринадцать детей и благодарила Бога за то, что Он дал ей такое многочисленное потомство. Семья ОсОрьиных была всеми уважаема за чистоту и праведность их жизни. Сегодня Православная церковь почитает Георгия и ИулиАнию в лике святых…
ИулиАния с детства мечтала о монашеской жизни, но так и не смогла уйти от Георгия, который уговаривал свою единственную радость в жизни не покидать его. Да и младшие дети еще не выросли, а потом появились внуки, которых тоже надо воспитывать. Когда муж умер от старости, ИулиАния посвятила себя помощи простым людям – пекла для них хлеб, раздавала милостыню. Но и тогда она не перестала ценить моменты, которые позволяли ей побыть вместе с семьей. Качая на коленях внуков, она по памяти читала им Евангелие и вспоминала, как это когда-то делал ее любимый муж.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема