В десятом веке до Рождества Христова Израильское царство переживало период небывалого расцвета. Именно тогда в Иерусалиме был возведен величественный храм во имя Единого Бога, которому поклонялись иудеи, в то время как соседние народы пребывали в язычестве. Слава о строителе этого храма, царе Соломоне, о его рассудительности и богатстве распространялась по всему свету подобно ветру. Имя израильского правителя стало синонимом великолепия.
Священное писание, а именно Третья книга Царств, в подробностях повествует о том, как во дворец Соломона прибыла некая царица Савская, чтобы убедиться в мудрости израильского монарха и необыкновенной роскоши, которой он себя окружил. Увидевцаря и побеседовав с ним, гостья признала, что мудрости и богатства у Соломона больше, чем о том гласит молва. Рассказывается в Библии и о множестве дорогих подарков, которые привезла с собой загадочная царица – ее сопровождал целый караван верблюдов, навьюченных золотом, драгоценными камнями и благовониями.
Однако, описывая этот визит, Священное писание не упоминает имени гостьи царя Соломона, называя ее царицей Савской, или Южной. Вымышленный это персонаж или реальное историческое лицо? Долгое время скептики считали, что библейский рассказ о царице Савской – не более, чем легенда. Под сомнение ставилось и существование государства, которое она возглавляла.
Научным исследованиям этой проблемы на протяжении долгого времени мешала политическая ситуация на Аравийском полуострове,где, предположительно, могло находиться в десятом веке до Рождества Христова Южное царство. Власти государств, расположенных там, препятствовали въезду иностранцев, и сами не занимались археологическими изысканиями.
Первым европейцем, которому удалось проникнуть на территорию Аравии, был французский фармацевт Теодор Арно. Его путевыми записками заинтересовалась Парижская академия гуманитарных наук, и в 1869 году на полуостров отправился ее научный сотрудник, один из лучших специалистов того времени по языкам и письменности Жозеф Галеви.
Комментари эксперта:
Понимая, что открыто европейцу добыть никаких сведений не получится, профессор Галеви прибыл в Аравию в одежде бедуина. Пешком под палящим солнцем в поисках свидетельств существования родина царицы Савской он преодолел триста километров. В пустыне на территории Йемена ученого ожидала богатейшая находка – он обнаружил развалины древнейшего города Мариба, где на стенах, возраст которых равнялся предположительно трем тысячелетиям, были перечислены названия государств, и, в их числе – страна Сава. Это стало первым документальным подтверждением того, что Савское царство действительно существовало.
В 1949 году произошло невероятное - «Американский фонд по изучению истории человечества» получил разрешение от правительства Йемена на проведение полномасштабных археологических раскопок. В ходе исследований, которые предприняла в начале пятидесятых годов экспедиция под руководством молодого ученого Уэнделла Филипса, на руинах Мариба было обнаружено святилище размером триста пятьдесят метров в окружности!
Комментарий эксперта:
Святилище, которое удалось раскопать американским археологам, согласно обнаруженным надписям, принадлежало богине Балкис. Интересно, что именно этим именем называют царицу Савскую в древних арабских легендах, зафиксированных в таких средневековых литературных памятниках, как «Химьяритская книга царей». Ученые обратили внимание, что на внутренней стене храма в один ряд расположены вырезанные в нише ложные окна. Их оказалось шестьдесят четыре, то есть восемь раз по восемь, что соответствовало в языческих представлениях числам богини Венеры. Очевидно, что у жителей Мариба поклонение Венере отождествилось с религиозным почитанием Балкис, царицы Савской. Это полностью соответствует практике сакрализации земных правителей, распространенной в языческих государствах во времена царя Соломона.
Настаивая на том, что именно в Марибе находилась резиденция царицы Савской, Уэнделл Филипс обратил внимание коллег на тот факт, что Йемен – одно из тех немногих мест на земле, где произрастает ладан. А в Библии говорится, что это благовоние было в числе подарков, доставленных царицей Савской израильскому монарху Соломону.
В противовес йеменской версии местонахождения Савского царства существует еще одна, эфиопская. В уникальном литературном памятнике эфиопской культуры «Слава царей» говорится, что во время посещения царицы Савской Израиля, ее отношения с Соломоном из дипломатических переросли в более близкие. Вернувшись, она родила сына Менелика, от которого ведут свою родословную все эфиопские монархи. В пользу этой теории также нашлись научные подтверждения. Так, в 2008 году археологи Гамбургского университета, проводя раскопки в столице Эфиопии, городе Аксуме, нашли сооружение, датируемое десятым веком до нашей эры. Руководитель экспедиции, профессор Хельмут Цигерт сделал официальное заявление, что это не что иное, как остатки дворца царицы Савской.
Так где же находилось Южное царство, которым правила собеседница библейского мудреца Соломона – в Йемене или в Эфиопии? Ученым еще предстоит ответить на этот вопрос, разгадать последнюю загадку таинственной Савской царицы, эпизод из жизни которой запечатлен на страницах Третьей книги Царств.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!