В Казахстане живут удивительно приветливые люди. Гостеприимство и уважение к старшим они впитывают с детства. Не менее важны для казахов и религиозные традиции. Не смотря на то, что большинство казахов исповедует ислам, треть населения - христиане.
В советское время Казахстан среди прочего был еще местом заключения и ссылки репрессированных. Особенно много людей было сослано в Караганду. Казахи не только делили кров и пищу с обездоленными, но и многому учились у них. И в наши дни русское население составляет примерно половину всех городских жителей. Неудивительно, что именно Караганду называют центром православия в Казахстане.
Первые службы здесь проводились сначала нелегально, в землянках, священниками, которые освободились из лагерей. Самый известный из них - исповедник Севастиан (Фомин), старец Карагандинский. Преподобный начал свой монашеский подвиг в Оптиной пустыни келейником старца Иосифа, а после его смерти перешёл под руководство старца Нектария. Когда святого Севастиана сослали в Караганду, некоторые монахини из Шамординского монастыря отправились вместе с ним. Через них в Караганде утвердились святоотеческие традиции.
Мощи преподобного Севастиана – главная православная святыня Караганды – хранятся в Свято-Введенском соборе. Этот храм был построен в 90-е годы прошлого века и является одним из крупнейших храмов Казахстана и Центральной Азии. В своём основании он имеет форму Ноева ковчега. А архитектурные формы Собора, с куполами, лесенками и окнами, напоминают уютный, сказочный терем.
Другой собор, о котором хотелось бы рассказать, находится в Уральске. Михайло-Архангельский собор, известный как Старый собор - один из старейших храмов на территории республики Казахстан. Храм освятили в 1751 году в честь Архангела Михаила — небесного покровителя Яицкого казачьего войска. Собор построили в Псковско-Новгородском стиле в старинном районе города, на берегу реки Урал. Здесь бывали Пушкин, Крылов, Жуковский, Короленко, Даль. В советские годы службы прерывались. Однако в конце 1990-х годов были восстановлены фрески и внутренние интерьеры, возобновили службы. Сегодня здесь находится рака с частицами мощей святых Апостола Андрея Первозванного, святого Великомученика Георгия Победоносца, святителя Луки Войно - Ясенецкого.
За последние годы по всему Казахстану возведено множество современных церквей. Ислам и христианство в республике мирно соседствуют.
А напоследок хочется вспомнить слова преподобного Севастиана, который незадолго до кончины завещал духовным чадам: «Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное».
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема