Есть такое расхожее выражение — «нужно идти в ногу со временем». От одного своего знакомого я услышал недоуменный вопрос: «Что это вообще за время такое, с котором почему-то нужно идти в ногу?»
Как правило, под словами «идти в ногу со временем» понимают стремление соответствовать сегодняшнему дню. То есть, тому что модно, популярно и одобряемо в тот отрезок времени, который ты живешь на земле. У меня есть глубокой убеждение, что такая постановка вопроса очень плохо согласуется с христианским миропониманием. И вот почему.
От священников часто можно услышать слова: «Человек создан для вечности». Что это значит? Это напоминание о том, что земной жизнью человека жизнь души не ограничивается. Душа продолжает жить и после смерти. То есть, жизнь человека не земле — не просто отдельно взятый отрезок времени, ни с чем не связанный. Нет, попробуйте посмотреть на свою жизнь с точки зрения истории, и Вы поймете, что перед вам — маленький отрезок вечности. Да, маленький, но все-таки отрезок вечности. И душа это чувствует. Задумайтесь на секунду, что земная жизнь — примерно восемьдесят лет — она конечно. Но до вас тысячи лет люди жили, и после вас будут тысячи лет жить. Так что же ваша жизнь на этом фоне — пшык, крупица, только миг? А зачем тогда вообще рождаться, стремиться, любить? Эта мысль не вмещается в голову. Что-то эту логику оттограет. Это душа, которая очень хорошо чувствует, что создана для вечности. Помните, у Ахматовой: «И голос вечности зовет с неодолимостью нездешней?» Вечность — категория, имеющая прямо отношение к религии. Русский философ Алексей Лосев говорил, что религия — это так или иначе попытка личности самореализоваться в вечности.
Но вечность не наступает «когда потом». Отрезок времени, который я сейчас проживаю — это уже часть вечности.
Все это наполняет выражение «идти в ногу со временем» совсем новым смыслом: нужно в ногу с вечностью. А значит — помнить о Боге. Потому что после смерти — в вечности — душа будет жить либо с Богом — в раю. Либо без Бога — в аду. Предопределить мы этом можем только здесь — на земле. Вечность начинается сейчас.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.