Послание святого апостола Павла к Римлянам. Глава 13, стихи 11-14. Глава 14, стихи 1-4.
Одной из главных проблем, мучивших древнюю Церковь, было то, что отчасти она состояла из обратившихся в христианство иудеев, отчасти из бывших язычников. Ученикам Христа, святым апостолам, таким образом, приходилось вести двойную проповедь. Иудеям он рассказывали о Христе и Его учении, опираясь на пророчества Ветхого Завета, а язычникам доказывали истинность Евангелия, указывая на его очевидное превосходство над всеми философскими системами античности. Впрочем, обращение того или иного человека в христианство на практике оказывалось лишь первой преградой, которую необходимо было преодолеть. За крещением человека следовало его христианское просвещение - научение новокрещенного основам христианской веры и нравственности. Не всегда это дело давалось легко. В древних христианских общинах то тут, то там вспыхивали межнациональные и межкультурные конфликты, люди обвиняли друг друга в неправильном понимании учения Христа. Подобная не простая ситуация возникла около 58 года в римской общине христиан. За восемь лет до этого по указу императора Клавдия из столицы империи были изгнаны все евреи, христиане в том числе. В местной Церкви в результате остались бывшие язычники, которые в отсутствие евреев, братьев по вере, стали возвращаться к своим прежним обычаям. Для предотвращения развала римской христианской общины, ее членам направил послание апостол Павел.
Братья, 13.11 поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 13.12 Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13.13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 13.14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14.1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 14.2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 14.3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 14.4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
В прозвучавшем отрывке Апостол Павел призывает римских христиан, в прошлом язычников, забыть о прежних убеждениях и образе жизни. Павел сравнивает прошлое этих людей с ночью, которую нужно отвергнуть, и встретить день - образ светлой христианской жизни. Говоря о тьме, апостол намекает и на языческую традицию устраивать в честь античных богов праздники, которые обычно проходили в ночное время. Отсутствие дневного света позволяло язычникам предаваться разнообразным порокам, не опасаясь быть узнанными. Павел говорит о губительности такого образа жизни, в котором переплетаются безответственность и порочность. Апостол призывает христиан Рима жить так, как будто каждое мгновение их жизни освещено ярким солнцем. Он пишет: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Кроме того, Павел напоминает читателям своего послания, что настоящий христианин должен быть свободным - не от жизненных обязательств, а от пленяющих душу страстей и пороков. Заботясь о пропитании себя и своих близких, последователь Христа не должен свои попечения превращать в похоти, свою жизнь посвящать погоне за достатком и богатством. Не пристало христианину жить в зависти и осуждении других людей. Павел напоминает, что даже лютых грешников Бог приводил к святости, поэтому каждый должен заботиться, прежде всего, о своем духовном состоянии, а не о судить о том, как живет другой. По мысли апостола, человек подчас вообще не способен дать объективную оценку действиям окружающих людей. Поэтому, за исключением тех случаев, когда творится явная несправедливость, христианин должен довериться Богу и оставить Ему возможность судить поступки других. В этом и состоит смысл заключительной фразы прозвучавшего отрывка: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема