Послание святого апостола Павла к Римлянам. Глава 13, стихи 11-14. Глава 14, стихи 1-4.
Одной из главных проблем, мучивших древнюю Церковь, было то, что отчасти она состояла из обратившихся в христианство иудеев, отчасти из бывших язычников. Ученикам Христа, святым апостолам, таким образом, приходилось вести двойную проповедь. Иудеям он рассказывали о Христе и Его учении, опираясь на пророчества Ветхого Завета, а язычникам доказывали истинность Евангелия, указывая на его очевидное превосходство над всеми философскими системами античности. Впрочем, обращение того или иного человека в христианство на практике оказывалось лишь первой преградой, которую необходимо было преодолеть. За крещением человека следовало его христианское просвещение - научение новокрещенного основам христианской веры и нравственности. Не всегда это дело давалось легко. В древних христианских общинах то тут, то там вспыхивали межнациональные и межкультурные конфликты, люди обвиняли друг друга в неправильном понимании учения Христа. Подобная не простая ситуация возникла около 58 года в римской общине христиан. За восемь лет до этого по указу императора Клавдия из столицы империи были изгнаны все евреи, христиане в том числе. В местной Церкви в результате остались бывшие язычники, которые в отсутствие евреев, братьев по вере, стали возвращаться к своим прежним обычаям. Для предотвращения развала римской христианской общины, ее членам направил послание апостол Павел.
Братья, 13.11 поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 13.12 Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13.13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 13.14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
14.1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 14.2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 14.3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 14.4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
В прозвучавшем отрывке Апостол Павел призывает римских христиан, в прошлом язычников, забыть о прежних убеждениях и образе жизни. Павел сравнивает прошлое этих людей с ночью, которую нужно отвергнуть, и встретить день - образ светлой христианской жизни. Говоря о тьме, апостол намекает и на языческую традицию устраивать в честь античных богов праздники, которые обычно проходили в ночное время. Отсутствие дневного света позволяло язычникам предаваться разнообразным порокам, не опасаясь быть узнанными. Павел говорит о губительности такого образа жизни, в котором переплетаются безответственность и порочность. Апостол призывает христиан Рима жить так, как будто каждое мгновение их жизни освещено ярким солнцем. Он пишет: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Кроме того, Павел напоминает читателям своего послания, что настоящий христианин должен быть свободным - не от жизненных обязательств, а от пленяющих душу страстей и пороков. Заботясь о пропитании себя и своих близких, последователь Христа не должен свои попечения превращать в похоти, свою жизнь посвящать погоне за достатком и богатством. Не пристало христианину жить в зависти и осуждении других людей. Павел напоминает, что даже лютых грешников Бог приводил к святости, поэтому каждый должен заботиться, прежде всего, о своем духовном состоянии, а не о судить о том, как живет другой. По мысли апостола, человек подчас вообще не способен дать объективную оценку действиям окружающих людей. Поэтому, за исключением тех случаев, когда творится явная несправедливость, христианин должен довериться Богу и оставить Ему возможность судить поступки других. В этом и состоит смысл заключительной фразы прозвучавшего отрывка: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья