Известный британский актер Стивен Фрай недавно отвечая на вопрос корреспондента о том, что он скажет, представ перед Богом, рассказал о претензиях, которые он предъявит Всевышнему по поводу рака костей и паразитов, вызывающих слепоту у детей. Фрай - атеист, и он говорит о том, что атеизм — это не только и не столько вера в то, в что Бога нет, а размышление над вопросом: даже если он существует, что это за Бог такой?
Что же, проблема с чужим страданием не в том, что оно бросает вызов Богу - а в том, что оно бросает вызов моей - и Стивена Фрая - совести. Вот мы благополучные люди, у нас есть все, в чем мы нуждаемся - может, не все, что мы хотим, но хотения - вещь вообще ненасыщаемая. И есть люди, которые лишены необходимого и страдают - и в наших силах поделиться с ними нашим достатком. И есть Бог, который заповедал нам помогать страдающим - в причте о страшном суде Христос прямо говорит о том, что все, что мы делаем для нуждающихся и страдающих ближних, мы делаем для Него - а когда мы отказываем в помощи им, мы отказываем Ему. Страдающий человек вызывает чувство жалости и стыда за то, что мы живем для себя, а не для других. Интернет и СМИ ставят нас перед лицом огромного моря человеческого горя и боли. Все эти люди - больные, беженцы, умирающие - могут не предъявлять никаких претензий лично нам, но они заставляют нас чувствовать себя виноватыми. Мы могли бы вести себя в этом мире по-другому. Вот бывают люди - священники, врачи, волонтеры, которые идут к тем, кто страдает и стремятся облегчить их бремя. Бывают люди (их гораздо больше) которые помогают им своими средствами.
Есть популярные журналисты, которые не верят в Бога, потому что африканцы умирают от эболы; есть люди, которые верят в Бога и поэтому отправляются помогать этим самым африканцам. Впрочем, страдающих людей, которые нуждаются в нашей помощи, можно найти и гораздо ближе.
И когда люди решаются послужить своим ближним, с ними происходит нечто бесконечно важное - они находят Бога. Так бывает - человек начинает помогать просто в порыве сострадания, а потом он обретает веру, сознание того, что Бог в Иисусе Христе страдает вместе с этими людьми и в них, и служа им, человек служит Ему.
И мы можем пойти ко Христу, который пребывает со страдающими людьми, и что-то сделать для него - пожертвовать временем, или деньгами, или еще чем-то. А можем предъявлять Богу претензии за то, что мы не идем. Только вряд ли это принесет нам покой.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема