Любой кремль – это, прежде всего, крепость, надежная каменная стена с бойницами и башнями. Поэтому церковный городок в Ростове Великом кремлем можно назвать разве что условно – он, построенный как резиденция митрополита, не был рассчитан на оборону. Но раз именно такое название принято историками, станем и мы его использовать.
Заказчиком строительства резиденции был Ростовский митрополит Иона, сподвижник Патриарха Никона. По замыслу святителя на берегу озера Неро в семидесятых годах семнадцатого века был создан настоящий райский уголок. При этом одно из самых значительных зданий Кремля – Успенский собор, имеет гораздо более древнюю историю. В первый раз на этом месте церковь построили еще во времена князя Андрея Боголюбского, но до наших дней она не дошла.
Тот величественный собор, который мы видим сегодня, возвели в самом начале шестнадцатого столетия. При строительстве архиерейского двора митрополита Ионы Успенский храм претерпел ряд изменений, которые позволили ему органично вписаться в ансамбль. Так, вместо строгих шлемовидных куполов собор обрел мощное луковичное пятиглавие. Вход в церковь украсило крыльцо-паперть. Также в семнадцатом столетии рядом с храмом Успения Богородицы появилась нарядная многопролетная звонница, которая до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Ростовского кремля.
Кроме Успенского собора на территории резиденции есть еще несколько церквей, и каждая из них достойна отдельного рассказа. Невозможно не упомянуть храм Спаса на сенях – домашнюю церковь митрополита Ионы, храм Одигитрии – яркий образец московского барокко и надвратную церковь Иоанна Богослова. Все кремлевские здания оригинальны и самобытны, поэтому особенно поражает та легкость, с которой они сочетаются друг с другом.
Стены и башни окружили архиерейское подворье уже после того, как архитектурный ансамбль состоялся. Да, эта крепость не предназначена для того, чтобы держать осаду противника, но как же она прекрасна! Вам наверняка знаком ее облик, даже если вы никогда не бывали в Ростове. Помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Именно по крытым арочным переходам Ростовского кремля бегали Милославский и Бунша. С этих стен, кстати, открывается потрясающий вид на озеро Неро.
От Москвы до Ростова можно добраться как на автобусе со Щёлковского автовокзала, так и на поездах, следующих в Кострому, Ярославль и Вологду. Главное, не перепутать Ростов Великий с городом на Дону и не укатить далеко на юг. Одно из драгоценных звеньев Золотого кольца России значительно ближе к столице!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.