
Образ святых в литературе помогает нам увидеть и лучше понять людей, которые, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, стали друзьями Бога.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом Иосифе Обручнике и о том, каким он предстает в «Легендах о Христе» Сельмы Лагерлёф.
Место действия — Вифлеем, время — 1 век нашей эры.
Многие дети зачитываются сказкой «Приключения Нильса с дикими гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. А когда становятся старше, берут в руки книгу «Легенды о Христе» — этот сборник новелл который поражает своей задушевной интонацией и теплотой веры.
В «Легендах о Христе», среди прочих героев, перед нами предстает и Святое Семейство: Христос, Его мать Мария и отец Иосиф.
Один из рассказов — «Святая ночь» — посвящен святому Иосифу Обручнику. Автор не называет в этой притче Иосифа по имени. Да и зачем? Все и так понимают, кто в глухую ночь вышел на поиски огня, чтобы обогреть Марию и родившегося в пещере Младенца Христа.
Иосиф видит в поле костер, а рядом — тесно лежащих возле огня овец, сторожевых собак и спящего пастуха. Собаки не залаяли на незнакомца, овцы не проснулись, а палка, сердито брошенная спросонья пастухом — пролетела мимо...
Лагерлёф:
«Человек подошел к пастуху и сказал ему: «Друг, помоги мне, дай
мне огня! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь,
чтобы согреть ее и младенца!»
Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки
не залаяли на этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.
«Бери, сколько тебе нужно!» — сказал пастух.
Но костер уже почти догорел, и вокруг не осталось больше ни поленьев,
ни сучьев, лежала только большая куча жару; у незнакомца же не было ни
лопаты, ни совка, чтобы взять себе красных угольков.
Увидев это, пастух снова предложил: «Бери, сколько тебе нужно!» — и
подумал, что человек не сможет унести с собой огня.
Но тот наклонился, выбрал себе горстку углей голыми руками и положил их
в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не
прожгли его одежды; он понес их, словно это были яблоки или орехи...
Из Евангелия от Матфея известно, что Иосиф происходил из рода царя Давида. Он жил в небольшом городке Назарете, плотничал, имел жену т детей от первого брака.
После смерти первой жены, уже в преклонном возрасте Иосиф был обручен с Марией. Потому он — Иосиф-Обручник.
В Евангелии дана емкая и похвальная характеристика этого человека: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен»...
«Праведен» — это слово включает в себя удивительное смирение Иосифа, его жертвенность, и готовность беспрекословно служить Марии и Богомладенцу.
Вот и в рассказе Сельмы Лагерлёф Иосиф берет угли голыми руками и думает не о себе, а о том, чтобы скорее обогреть Марию и Христа.
Лагерлёф:
«—Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
—Я не могу тебе этого сказать, если ты сам этого не увидишь, —ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца».
Иосифу некогда рассказывать о себе — он очень торопится.
Но в отличие от пастуха, мы кое-что знаем о нем из Священного Писания.
Иосифу было около восьмидесяти лет, когда ему была обручена Дева Мария. И он смутился в душе, узнав, что Мария стала беременной, как говорится в Евангелии, хотел «тайно отпустить Её». Но Иосифу во сне явился архангел Гавриил, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Иосиф сразу и безоговорочно поверил небесному вестнику. Он и потом не будет думать о возрасте и об усталости, когда от гнева Ирода Святому Семейству придется бежать в Египет, и позже, сопровождая Марию и отрока-Христа из Назарета в не близкий Иерусалимский храм...
Считается, что Иосиф Обручник умер в возрасте ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима 12-летним Иисусом Христом, так как после этого о нём уже не упоминается.
В легенде Сельмы Лагерлеф отцовская забота Иосифа о Младенце-Христе глубоко впечатляет даже грубого и, казалось бы, бесчувственного пастуха, который пошел за ним следом...
Лагерлёф:
«Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.
Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, пушистую овечью шкурку и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца».
Рассказ «Святая ночь» был написан в 1904 году. Через пять лет шведская писательница Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую премию по литературе.
По формулировке нобелевского комитета, «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения»...
С этим нельзя не согласиться, даже прочитав один короткий рождественский рассказ Сельмы Лагерлёф «Святая ночь», где в форме притчи показаны лучшие качества души святого Иосифа Обручника.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема