Знатные дамы России 19-ого века были известны не только своим происхождением и богатством. Многие из них остались в истории благодаря подвигам своих супругов. Зачастую и сами они не уступали мужьям ни в отваге, ни в силе духа.
Николай Раевский восхищался своей избранницей с первой минуты знакомства. Софья Константинова была дочерью библиотекаря Екатерины Второй и внучкой Михаила Ломоносова. Образованная, решительная, она обладала непростым характером. Видимо, именно такая жена была нужна Николаю, который воевал с тех пор, как ему исполнилось 14 лет. Начинал он службу простым солдатом, несмотря на знатность происхождения – Николай был внучатым племянником Григория Потёмкина. К 23 годам Раевский получил звание полковника. Тогда-то он и решил, что ему пора устраивать личную жизнь. Перспективный жених приехал в Петербург, где на балу встретил Софью Константинову. Свой выбор Николай и Софья сделали сразу и на всю жизнь.
Верность супругу Софья доказала сразу после свадьбы, последовав за мужем в армию. Во время Персидского похода Раевский стал отцом. Роды были опасными для матери, а врача поблизости не оказалось. Ребёнка принимал полковник Пален. Настоящая боевая подруга, она сопровождала мужа везде, где бы он ни служил.
Когда с восшествием на престол Павла Первого Раевского уволили со службы и лишили жалования, он с семьёй отправился в деревню. Там Софья Алексеевна опасно заболела. Супруг не отходил от неё ни на шаг, не доверяя даже горничным. «Я у неё - всё», - писал о жене Николай Николаевич.
Софья Алексеевна поправилась. Но тяжёлый для семьи период продолжался. Раевские остались без средств, однако получение наследства исправило положение семьи. Наступили времена спокойствия и семейного счастья. Скоро Раевский был восстановлен на службе.
Софья Алексеевна считала, что её долг перед мужем, перед семьёй превыше всего. Она оберегала детей. Раевские растили шестерых дочерей. Барышни росли болезненными. И Генерал Раевский, находясь в военных походах, беспокоился не о своей жизни, которую в любой момент могла прервать пуля, а о состоянии жены и девочек. Его письма дышали заботой и любовью к ним.
Выйдя на пенсию, Раевский вместе с семьёй жил в Крыму и на Кавказе. Его дом всегда был полон друзей. Любимым гостем стал Пушкин. Время, проведённое в милом семействе Раевских, поэт называл чудесным. Конец счастливой жизни пришёл в 1825 году: восстание декабристов, арест друзей и родных, прощание с дочкой Машей, уезжающий в Сибирь к сосланному мужу Сергею Волконскому. Маша была любимицей отца. «Это самая удивительная женщина, которую я знал», - говорил о ней Николай Николаевич.
Генерал Раевский скончался неожиданно. После его смерти Софья Алексеевна бедствовала, ей даже не назначили пенсию за мужа, хотя его портрет висел в Зимнем дворце в галерее Героев войны 12 года. За вдову героя взялся похлопотать Пушкин. Поэт написал властям такое письмо, что ответить отказом было невозможно. Он сумел убедить власти назначить Софье Алексеевне достойную пенсию.
Верной своему мужу она оставалась до конца своей жизни. Из её памяти не уходили прожитые с супругом яркие, порой суровые годы и его чудесное письмо, написанное в конце войны 1812 года: «Вы приедете ко мне с нашими дорогими детьми, я выеду вам навстречу и буду докучать вам описанием своих подвигов, как это обычно делают старые воины».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер