Знатные дамы России 19-ого века были известны не только своим происхождением и богатством. Многие из них остались в истории благодаря подвигам своих супругов. Зачастую и сами они не уступали мужьям ни в отваге, ни в силе духа.
Николай Раевский восхищался своей избранницей с первой минуты знакомства. Софья Константинова была дочерью библиотекаря Екатерины Второй и внучкой Михаила Ломоносова. Образованная, решительная, она обладала непростым характером. Видимо, именно такая жена была нужна Николаю, который воевал с тех пор, как ему исполнилось 14 лет. Начинал он службу простым солдатом, несмотря на знатность происхождения – Николай был внучатым племянником Григория Потёмкина. К 23 годам Раевский получил звание полковника. Тогда-то он и решил, что ему пора устраивать личную жизнь. Перспективный жених приехал в Петербург, где на балу встретил Софью Константинову. Свой выбор Николай и Софья сделали сразу и на всю жизнь.
Верность супругу Софья доказала сразу после свадьбы, последовав за мужем в армию. Во время Персидского похода Раевский стал отцом. Роды были опасными для матери, а врача поблизости не оказалось. Ребёнка принимал полковник Пален. Настоящая боевая подруга, она сопровождала мужа везде, где бы он ни служил.
Когда с восшествием на престол Павла Первого Раевского уволили со службы и лишили жалования, он с семьёй отправился в деревню. Там Софья Алексеевна опасно заболела. Супруг не отходил от неё ни на шаг, не доверяя даже горничным. «Я у неё - всё», - писал о жене Николай Николаевич.
Софья Алексеевна поправилась. Но тяжёлый для семьи период продолжался. Раевские остались без средств, однако получение наследства исправило положение семьи. Наступили времена спокойствия и семейного счастья. Скоро Раевский был восстановлен на службе.
Софья Алексеевна считала, что её долг перед мужем, перед семьёй превыше всего. Она оберегала детей. Раевские растили шестерых дочерей. Барышни росли болезненными. И Генерал Раевский, находясь в военных походах, беспокоился не о своей жизни, которую в любой момент могла прервать пуля, а о состоянии жены и девочек. Его письма дышали заботой и любовью к ним.
Выйдя на пенсию, Раевский вместе с семьёй жил в Крыму и на Кавказе. Его дом всегда был полон друзей. Любимым гостем стал Пушкин. Время, проведённое в милом семействе Раевских, поэт называл чудесным. Конец счастливой жизни пришёл в 1825 году: восстание декабристов, арест друзей и родных, прощание с дочкой Машей, уезжающий в Сибирь к сосланному мужу Сергею Волконскому. Маша была любимицей отца. «Это самая удивительная женщина, которую я знал», - говорил о ней Николай Николаевич.
Генерал Раевский скончался неожиданно. После его смерти Софья Алексеевна бедствовала, ей даже не назначили пенсию за мужа, хотя его портрет висел в Зимнем дворце в галерее Героев войны 12 года. За вдову героя взялся похлопотать Пушкин. Поэт написал властям такое письмо, что ответить отказом было невозможно. Он сумел убедить власти назначить Софье Алексеевне достойную пенсию.
Верной своему мужу она оставалась до конца своей жизни. Из её памяти не уходили прожитые с супругом яркие, порой суровые годы и его чудесное письмо, написанное в конце войны 1812 года: «Вы приедете ко мне с нашими дорогими детьми, я выеду вам навстречу и буду докучать вам описанием своих подвигов, как это обычно делают старые воины».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.