Когда мне было шесть лет, я, как и все дети рано или поздно, стала задавать взрослым вопрос о смерти. Я видела ее в фильмах, мне читала о ней бабушка, смерть мелькала, не заслоняя собою весь экран моего воображения, не приближаясь ко мне крупным планом - то тут, то там. Считая ее каким-то элементом сказки, вроде шапки-невидимки, я спросила о ней моих взрослых домашних. Я спросила в той форме, в которой о ней думала: «Смерть – это же понарошку. Правда? Ведь на самом деле ее нет?» И сама подсказала растерявшимся было взрослым ответ: «Ну, конечно, ее нет». - Точно нет?
- Ну конечно, точно. - О'кей, договорились. Только дедушка не успел вникнуть в общий заговор. Он был в другой комнате. Я сказала ему после сказки Толстого – помните? – про льва и собачку: «Они умерли понарошку». - Нет, - говорит дед, - по-настоящему…» Сердце мое дрогнуло от предчувствия беды. - То есть как по-настоящему? Как это может быть по-настоящему, когда этого вовсе нет? - Нет, - загрустил дед, - это есть. Признание деда, которому по всем вопросам можно было доверять, потрясло меня. Я побежала обратно к домашним: - Все-таки есть? А они… они опускали очи долу и бормотали, и не поймешь их бормотания… есть-но-нет, нет-но-есть… Мрак и ужас! А потом я как-то вошла к деду в комнату, где перед тем дед сидел и кушал яичницу. А дед лежал на кровати, должно быть, спал, но руки у него были белые-белые… Когда деда хоронили меня услали жить к подруге, чтобы я не грустила и не видела смерти. Но и у подруги я не засыпала долго по ночам, думала: «Дед опять сказал правду!» Я впала в первую в своей жизни детскую тоску. Значит, нас выключают, как экран телевизора? Как же я завидовала через много лет своим деткам, которые выросли без страха смерти, скорее в убеждении, что это, как говорили святые отцы, – “домой, домой!” И как радовалась, когда они спрашивали меня перед сном: - Бабушку точно возьмут к Боженьке? - Этого никто не знает, это Ему решать. Но думаю, что Бог обязательно возьмет ее к себе, потому что она очень хорошая. - А ей там будет хорошо? - Конечно, она будет там беседовать с ангелами… - А меня возьмут? - Когда-нибудь. Еще не скоро. - Что такое душа и есть ли у нее руки и ноги? - Если хорошие люди после смерти полетят на небо к Богу, куда денут плохих? - С какой скоростью летают ангелы – быстрее папиной машины? - Когда все люди перейдут на небо, куда денут землю? И я терпеливо в темноте рассказывала детям все, что сама уяснила по этим вопросам из Библии. А на самом деле проходила эти уроки вместе с ними.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема