Мы так привыкли жить по системе «каждый день – это сутки, состоящие из 24 четырех часов», что с трудом можем представить себе иную временную систему. А ведь она есть! И в соответствии с этой самобытной системой исчисления времени живет пусть и маленькое, но все же государство.
Речь идет об Афоне – монашеской республике, расположенной на севере Греции. Население Афона почти полностью состоит из монахов, которые живут в двадцати крупных монастырях и множестве более мелких скитов и келий. Монахи обитают на Афоне в течение многих веков и в течение всего этого времени пользуются правом самостоятельно определять условия жизни на полуострове – сегодня, чтобы попасть на Афон нужна особая виза, там действует своя таможня, которая следит, чтобы с полуострова не увезли ценные реликвии. Кроме того, Афон в течение всего своего существования как государство монахов живет по так называемому «византийскому времени».
Что оно собой представляет? Сутки согласно византийскому времяисчислению делятся также на 24 часа. Но момент начала византийских суток постоянно меняется и зависит от заката солнца. С точки зрения древних византийцев и современных афонских монахов время 0 часов 0 минут наступает тогда, когда солнечный диск полностью скрывается за горизонтом. Понятное дело, что в силу природных особенностей световой день в зависимости от времени года то увеличивается, то уменьшается, и время заката также постоянно из-за этого меняется. Поэтому афонские монахи вынуждены практически ежедневно подкручивать стрелки часов так, чтобы полночь наступала именно в момент заката. В силу того, что Афон постоянно живет в соответствии с такой византийской традицией, его время летом отличается от материкового (времени Греции) на три часа, а зимой – на целых семь.
Помню, когда я впервые оказался на Афоне, то был византийским временем полностью дезориентирован. Мое появление на полуострове состоялось вечером. Утром я собирался пойти на монастырское богослужение. Потому спросил местного монаха, когда нужно будет завтра утром прийти в храм. Он ответил мне – в 7 утра. В семь – так в семь, - подумал я и преспокойно улегся спать. В четыре утра меня разбудил стук в дверь.
Стучал еще один монах. Я спросил его, в чем дело? И между нами произошел вот такой диалог. - В чем-в чем?! В храм пора! - Как в храм? Ведь сейчас только четыре! – Уже четыре! Служба начинается! Так ничего и не поняв, я поспешил в монастырскую церковь. Там действительно начиналось богослужение. После него я стал выяснять, почему начало было объявлено на семь, а на самом деле служба началась в четыре. Причина, естественно, состояла в том самом византийском времени. Я прибыл на Афон в конце весны. На тот момент разница между афонским и материковым временем составляла три часа, а монах, у которого я спросил про время начала службы, назвал мне его в соответствии с византийской традицией.
К чему так мучиться? – спросите вы. Ответ очень прост. Если жить по византийскому времени и заканчивать день с закатом солнца, то очень естественно начинать его с первыми лучами дневного светила. Что и делают все афонские монахи, встречая каждый день молитвой.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема