Морозным утром у Никольского колодца в Туле, как обычно, выстроилась длинная очередь. Тут были и горожане с коромыслами, и водовозы на телегах с большими деревянными бочками. Несмотря на то, что в городе, помимо Никольского, было ещё пять колодцев, туляки почему-то особенно любили именно этот. В любое время суток, в жару и мороз, в дождь и зной, возле него толпился народ.
Продвигалась очередь неспешно: воду качали вручную. Водовозы задерживались у колодца надолго – чтобы наполнить бочку, одной телеге требовался час, а то и больше. Люди с вёдрами терпеливо ждали, дули в озябшие ладони, постукивали ногами, чтобы согреться, переговаривались.
- А в Москве, говорят, в больших домах вода сама течёт, - громко размышлял старик в овчинном тулупе. – Поворотишь ручку – она и пойдёт. Обратно завернёшь – остановится.
- Так это в Москве - понятное дело! – усмехнулся его сосед по очереди. – Где уж нам о таком мечтать…
Но далеко не все в Туле были настроены столь скептически. Городской голова Семён Трофимович Красноглазов, к примеру, уже давно размышлял над тем, как избавить людей от ежедневного многочасового стояния у Никольского колодца. Водопровод – вещь нужная, но в перспективе, ведь на его строительство потребуется время, а решить проблему градоначальнику хотелось в кратчайшие сроки…
Когда через неделю горожане привычным маршрутом пришли с утра к любимому Никольскому колодцу, их взорам предстала невероятная картина: с шумом и свистом вода из колодца поднималась сама, попадала в широкий жёлоб, из которого вытекала сразу через несколько стоков – успевай только вёдра подставлять!
- Какой подарок городу наш голова сделал – паровую машину купил и к колодцу приспособить придумал! – радостно сообщил рабочий, следивший за новым механизмом.
- Уж подарок, так подарок! – восхищённо улыбались горожане. – Дай Бог здоровья нашему Семёну Трофимычу!
Семён Красноглазов, тульский купец, владевший хорошо налаженным и прибыльным скобяным бизнесом, давно снискал себе среди земляков славу отзывчивого, добросердечного и чуткого человека. Он не был большим богатеем, но никогда не жалел денег на добрые дела и помощь ближним. Едва начав собственное дело, не имея ещё стабильного дохода, он поддерживал пожертвованиями из первых заработков сразу несколько тульских храмов. Как только дела пошли в гору, Семён Трофимович сделал свой первый крупный вклад в благотворительность – передал Всехсвятскому собору шесть с половиной тысяч рублей на постройку колокольни.
В глазах горожан он был достойной кандидатурой на пост городского головы, и дважды избирался градоначальником. Административная должность позволила Семёну Красноглазову всегда быть в курсе нужд города и его жителей, и помогать везде, где только возможно.
Он попечительствовал губернскому ведомству сиротских приютов и тульскому училищу для девиц духовного звания. В период войны с Турцией содержал на свои средства санитарный поезд и солдатский госпиталь на триста коек. При его активном участии и финансовых вложениях в городе была открыта бесплатная больница для бедных.
В одном из тульских банков Красноглазов учредил особый капитал, из которого ежемесячно поступала помощь детям-сиротам. Подобный же вклад сделал он и для того, чтобы процентами с него компенсировать в казну недоимки по налогам с беднейших горожан.
За открытие в Туле приюта для неимущих граждан, Семён Трофимович, пожертвовавший на его содержание двадцать пять тысяч, был награждён орденом Святого Владимира.
Щедрость и заботу тульского градоначальника смогли ощутить даже на Афоне. Красноглазов открыл специальный банковский вклад, и прибыль с него ежегодно направлялась на Святую гору для поддержки русской монашеской братии.
…На месте старого Никольского колодца теперь - сквер. Горожане отдыхают там, где когда-то их предки томились в долгой очереди за водой. Ради этого два столетия назад Семён Трофимович Красноглазов сделал всё, что было тогда в его силах.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.