Едва ли найдётся человек, который не слышал «Свадебный марш» Мендельсона. Невесты всего мира идут под венец в сопровождении этой музыки, символизирующей начало новой жизни. А как же сам Мендельсон? Принёс ли композитору семейное счастье его марш?
В 1809 году в семье гамбургского банкира Мендельсона-Бартольди родился сын. Младенца назвали Феликсом, что переводится как «счастливый». Крёстный мальчика не ошибся, удача не изменяла Феликсу. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком. Музыкой занимался с раннего детства и делал такие успехи, что уже к 10-ти годам играл сольные фортепианные концерты, а сам Гёте называл его «сокровищем».
В 17 лет Феликс написал увертюру к опере «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. А через 16 лет прусский король заказал композитору всю оперу целиком. Одним из её фрагментов и стал «Свадебный марш». Правда, тогда никому и в голову не пришло сделать его маршем для новобрачных.
Феликс долго оставался одиноким. В 21 год ему даже стало казаться, что он никогда не встретит свою любовь. С такими мрачными мыслями музыкант отправился в Италию. И вот в Риме у него наконец появилось предчувствие любви. В музее Мендельсон увидел картину «Святая Сесилия».
Изображённая на холсте покровительница музыки потрясла Феликса. Он сказал себе, что обязательно встретит такую Сесилию и женится на ней. Пять лет жил Мендельсон этим предчувствием, Сесилия даже снилась ему. Сны были такими реальными, что девушка просто не могла не появиться на самом деле. И композитор встретил её на концерте во Франкфурте-на-Майне. Незнакомку звали… Сесилией. Феликс понял - это его судьба.
Сесилия Жанрено была дочерью пастора. Мендельсон стал часто бывать в её доме. Друзья композитора только диву давались, куда подевался их Феликс? Но он не спешил выдавать им свою тайну. И всё же скоро весь Франкфурт обсуждал новость – Феликс Мендельсон влюблён.
Он должен был уехать в Голландию – поправить здоровье. Влюблённый Феликс считал дни, когда закончится курс процедур, назначенный ему врачами. И вернувшись во Франкфурт сделал Сесилии предложение. Их обвенчали. Мужу было 27 лет, жене – 19. Они излучали такое счастье, что сестра Феликса - Фанни окрестила их – фелисии, то есть счастливые. Во время свадебного путешествия Мендельсоны стали вести романтический дневник. Сесилия писала к нему тексты, а Феликс – ноты. После путешествия супруги устроили свой дом в Лейпциге. Но вдвоём они жили недолго. Спустя год у них родился сын, потом дочь, потом ещё два сына и ещё одна дочь. И каждый раз в честь рождения ребёнка Феликс жертвовал нуждающимся матерям Лейпцига крупную сумму.
Семейная жизнь Мендельсонов была так гармонична, что вдохновляла композитора на новые и новые шедевры. Сесилия оказалась замечательной женой и чудесной матерью. Феликс писал: «Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена, дети благополучны, работы полно - чего же лучшего может желать человек? Я ничего другого у неба не прошу».
Но просить нужно было здоровья. Его ослабили многочисленные гастроли и концерты. А когда Феликс узнал, что умерла его любимая сестра, сердце не выдержало. Два инсульта последовали один за другим. Сил бороться с болезнью у Феликса не было. Он сказал жене, которая не отходила от него: «Устал. Очень устал». А после этих слов уснул и больше не проснулся. Композитору было всего 38 лет. Сесилия посвятила себя детям. Но горе спровоцировало болезнь и спустя шесть лет жена последовала за мужем.
А ещё через пять лет английская принцесса Виктория, выходя замуж за прусского короля Фридриха Третьего пожелала, чтобы «Свадебный марш» Мендельсона прозвучал на венчании после клятвы в любви и верности. С тех пор прошло больше 150-ти лет, а ликующий марш звучит на каждой свадьбе и стареть не собирается.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема