В современном мире христианство существует в виде множества разделенных между собой конфессий. Порвав с Православием, эти конфессии все же имеют возможность с православием соприкоснуться. Ведь есть на земле место, которое эти сообщества в какой-то мере с нами соединяет. Речь, конечно, идет об Иерусалиме.
Именно в этом городе Христос Спаситель проповедовал и отдал Свою жизнь за всех людей. А потому Иерусалим все христиане считают своей духовной родиной. Почти все значимые места в Иерусалиме связаны с событиями жизни и смерти Христа. И нет такого паломника, который бы приехав в этот город, не посетил бы улицы «Виа Долороза» (в переводе с итальянского – “путь скорби”). Так называется маршрут с востока на запад Иерусалима, обозначающий путь, пройденный Христом от резиденции Пилата до места Распятия на Голгофе.
“Виа Долороза” состоит из девяти памятных мест, связанных с крестным путем Спасителя. Первые два места - это места, где Пилат озвучивал смертный приговор над Христом. Три пункта на Виа Долороза обозначают места, где Спаситель падал под тяжестью креста, который Ему приказали нести.
Еще четыре указателя на “Виа Долороза” стоят в местах, где Христос встретился со Своей Матерью, Симоном Киринейским, помогавшим ему нести крест, и другими сочувствовавшими Ему людьми.
История “Виа Долороза” - настоящий археологический детектив. Дело в том, что в первом веке нашей эры Иерусалим после восстания евреев был уничтожен римской армией.
Почти сто лет развалины города находились в запустении. Потом на месте города римляне построили новое поселение под названием “Элия Капитолина”. Фактически единственным объектом, который римляне оставили от прежнего Иерусалима, была стена храма Соломона - центра еврейской цивилизации. И то – только, чтобы евреи и прочие народы помнили, как Рим поступает с городами бунтарей. Оставшаяся в целости стена храма Соломона стала именоваться “Стеной плача”. Она существует до сих пор и послужила и до сих пор служит ориентиром для многих археологических реконструкций.
В частности, для Виа Долороза. Улица “Пути страданий” появилась в Иерусалиме благодаря западным монахам исследователям в 14 веке. Со временем вдоль нее были построены значимые христианские храмы, а завершением ее стал Храм воскресения Господня.
Современные археологи утверждают, что расчеты их коллег из 14 века были не совсем верны. И “Виа Долороза” должна была пройти, на самом деле, в стороне от ее нынешнего расположения. Но, по большому счету, это не так уж и важно. Ведь главную свою функцию улица по-прежнему исполняет - напоминает людям, ценой каких великих страданий им было дано спасение.
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема