Победой на Куликовом поле Москва победила и старое княжеское разногласие из-за волостных выгод. Народ узнал, что Москва есть истинное средоточие и сердце Русской Земли, истинный защитник независимости от соседних держав. На Мамаевом побоище явились героями не сильные, высокомерные и честолюбивые князья, а слабые владетели мелких отчин. Не искавшие себе владычества над Землею, но помышлявшие только о службе Отечеству.
Но Куликовская битва, будучи величайшим Русским торжеством, являлась и событием плачевным. «Была на Руси радость великая», — говорит летописец, — «но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону. Оскудела совершенно вся Земля Русская».
Это оскудение дало Татарам кратковременное торжество над своими победителями. Мамай, возвратившись в Орду, собрал опять войско, с тем, чтобы идти на Московского князя, но был остановлен другим врагом. На него напал хан Заяицкий Тохтамыш, потомок Чингиз-хана, и разбил его на берегах Калки, после чего Мамай бежал в Крым.
Тохтамыш завладел Золотой Ордой и послал известить об этом Димитрия Иоанновича и других русских князей. Послы нового хана были приняты с честью и отпущены с дарами. Но дары — не дань, и эту разницу в отношениях сразу понял Тохтамыш. В следующем 1381 году, он послал в Русскую Землю нового своего посла с 700 Татарами. Но тот доехал только до Нижнего и затем не осмелился ехать в Москву, а побежал назад в Орду.
Тогда Тохтамыш решил рассеять страх, напавший на Татар после Куликовской битвы. Он велел пограбить Русских гостей в Казани и перехватить их суда, а сам пошел к Москве, соблюдая большую осторожность, чтобы напасть на нее внезапно. Эта скрытность Тохтамыша лучше всего показывает перемену, произошедшую в Татрах после Куликовской битвы. Хан надеялся иметь успех, только напавши врасплох на Русских.
Навстречу Тохтамышу Нижегородский князь выслал своих сыновей, чтобы умилостивить его дарами. Встретил его на своих границах и Олег Рязанский, прося не воевать его область, и указал брод на Оке, на пути к Москве.
Димитрий Иоаннович хотел было выйти навстречу Тохтамышу, но убедился, что, вследствие страшного оскудения, нельзя скоро собрать новой рати. Поэтому, он отправился в Переяславль, а потом в Кострому
23 августа 1382 года, обскакав кремль, Татары увидели, что сами граждане пожгли все посады, не оставя ни одного тына или дерева. На следующий день прибыл сам Тохтамыш с войсками и немедленно начал осаду, причем Татарские стрелы падали в город как дождь, и убивали в нем множество народа.
Три дня стояли Татары под городом и не могли его взять. Тогда Тохтамыш решил прибегнуть к лести: он завел переговоры, говоря, что пришел воевать не с горожанами, а только наказать великого князя, и что если они сдадутся, то всем будет мир и любовь.
Горожане поверили, отворили ворота и лучшие люди с князем Остеем вышли с крестами и дарами. Но Татары немедленно убили Остея. Затем они подошли к воротам и начали безжалостно рубить духовенство. Потом ворвались в кремль, побили или полонили всех жителей, разграбили церкви, взяли княжескую казну и имущество частных людей.
Всех потерь нельзя было и счесть. Мало сказать «тысячу тысяч», — замечает летописец. Но самая невознаградимая из этих потерь — было сожжение книг в церквах, так как вместе с ними исчезли, несомненно, многие драгоценные сведения о нашей древней жизни.
Разоривши Москву, Тохтамыш распустил рать по всей Московской области для грабежа. Но затем, сведав, что Владимир Андреевич Храбрый стоял у Волока Ламского, а Димитрий Иоаннович скопляет полки у Костромы, поспешил уйти домой, обремененный награбленным богатством и множеством пленных.
Вслед за этим, Димитрий Донской приехал в свою опустошенную столицу. Татары предательски взяли Москву 26 августа, а уже в сентябре великий князь пошел на Олега Рязанского, наказывать его за пособничество. Олег бежал было в Литву, но затем Димитрий помирился с ним, причем по договору великий князь получил все места, взятые у Татар, и в том числе город Тулу, Мордовскую область и Мещеру.
После Тохтамышева нашествия Московскому князю пришлось снова признать себя данником Золотой Орды. Тохтамыш был крайне польщен покорностью Московского князя, оставил за ним великокняжеский ярлык, но удержал при себе юного Василия Димитриевича, требуя за него окупа в 8.000 рублей, что тогда было не по силам Москве.
Пробыв два года в Орде, Василию удалось в 1385 году спастись из нее бегством.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема