Есть два места в Евангелии, которые лично меня страшно пугают - и если бы кто издавал политкорректную версию Библии специально для меня, их бы оттуда обязательно изъяли. Первый - это притча о богаче и Лазаре; второй - это притча о Страшном Суде в 25 главе Евангелия от Матфея. В обоих случаях осужденными оказываются люди, о которых нам не сообщается, что они активно творили какое-то зло. Они просто распорядились своим временем, силами и деньгами так, как сочли нужным - и они предпочли не тратить их на нищих, голодных, больных и заключенных. Много вас тут, Лазарей, а я один. Если Евангелие - это слово Божие, а это так, у меня есть причины для беспокойства. Не то чтобы я особенно блистательно пиршествовал, но и в рамках моего скромного достатка я мог бы жертвовать (деньгами, временем и силами) больше, чем это делаю, причем не особенно надрываясь.
Что мне мешает? Страх повредить себе, нежелание себя в чем-то стеснить, эгоцентричность, лень - все то, что можно было бы назвать “неправильно поставленным сердцем”. Если Евангелие право, то я - сильно неправ. Беда еще в том, что эти требования не являются даже специфически евангельским. Это вполне “общечеловеческая ценность”. Капитан корабля, который просто поплывет по своим делам мимо моряков терпящих бедствие, сядет в тюрьму. Его осудит и закон, и общее мнение. Тем более осудит, если выяснится, что капитан просто не хотел прерывать веселую вечеринку у него на борту ради спасения чужих жизней. Хотя, казалось бы - это его корабль, он может им распоряжаться, придет на помощь утопающим - молодец, не придет - его дело. Но закон (и общее мнение) так не считает. Мог спасти людей, но не захотел, значит – виновен в их смерти. Боюсь, что это так и на суше - не желая спасать чужие жизни, мы делаемся виновными в их гибели. Это крайне неуютный вывод, но он неизбежен.
Евангелие в этом отношении не сообщает чего-то нового - оно просто подтверждает то, что мы и так знаем. В этой ситуации мы можем сделать три вещи: во-первых, мы можем отрицать само Евангелие. Нет ничего плохого в блистательных пиршествах - пиршествуем и не беспокоимся. Но тут беда в том, что осуждает нас, как уже было сказано, не только Евангелие. Можно попробовать перевести стрелки на других - которые, предположительно, хуже нас; разоблачение и всяческое обличение того, кто кажется нам плохим несколько помогает облегчить внутреннее беспокойство. Но чужие дурные поступки никак не снимают вопроса наших собственных.
Можно еще сказать, что мы не сильно хуже среднего уровня. Но Библия и говорит, что все люди согрешили и нуждаются в спасении - никто не заслуживает рая, хотя все могут быть спасены во Христе. Беда еще в том, что у нас перед глазами люди, которые ведут себя значительно лучше нас - так, как мы бы вполне могли бы себя вести, если бы захотели.
Евангелие призывает не искать отговорок, а признать свой грех, попросить прощения, предаться Богу, чтобы Он изменил и исправил наше сердце, делать то, на что нас хватает сейчас.
«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;
— Новые проекты Академии «Фомы»;
— Народная музыка и Рождественские представления;
— Духовная ценность Псалтыри.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема