…Осенью 2015-го, незадолго да записи сегодняшней программы, поэт и публицист Ирина Ушакова рассказала на одном из православных сетеаых ресурсов о посмертном юбилее священника и стихотворца – отца Вячеслава Шапошникова, который два последних десятилетия своей жизни прослужил в костромском храме преподобного Алексия, человека Божия. В очерке, названном строкою «Зоркая душа не спит, зоркая душа на страже», Ирина пишет: «…Стоя перед Престолом, своей поэтической душой отец Вячеслав чувствовал, как храм во время Литургии наполняется давно умершими людьми, молившимися здесь сто и двести лет назад. Это была и есть реальность – живая Церковь, где у Бога нет мертвых. И не понять было, кто живее: народ, стоявший в церкви или незримо присутствовавший?..»
С крестом отпускаю народ от обедни.
Ну вот – приложился и самый последний.
Крестом осеняю застывших поклонно.
Как трудно уйти мне сегодня с амвона…
Как будто течёт всё людская чреда,
А в ней что ни взгляд, то – беда иль нужда…
Как будто прочитана горькая книга,
Где ты не познал радослёзного мига…
Как мало счастливых я знаю в приходе…
Во счастьи-то в храмы немногие ходят…
Хоть что оно, счастье-то, если без Бога?!
Игрушка-пустышка. Убого, убого…
Какая же стужа прошлась по народу!
Как будто за окнами времечко года –
Не лето зелёное… Белая мгла
Морозным дыханьем меня обожгла…
И, стоя с крестом на амвоне под нею,
Одно ощущаю: седею, седею…
Священник Вячеслав Шапошников, «Отпуская народ», из книги 1999-го года «День незабытый. Стихи, поэмы»
Упомянутая книга, большой свод творений отца Вячеслава вышел в самом конце прошлого века, как раз в Костроме. Среди других его книг, коих было немало (батюшка отошел ко Господу зимой в 2012-го), эта книга – оказалась особенной, о чем проникновенно написал в вступлении ко «Дню незабытому» костромской литературовед Юрий Владимирович Лебедев. Он назвал сборник – «прошедшим через горнило искреннего покаяния – голосом православного священника, его поющим сердцем и духовным созерцанием, его молитвенным предстоянием с поэтическим словом перед тысячелетней национальной святыней Добра, Истины и Красоты».
Над округой зависший снег,
Сказка ангела. Божья сага.
Тише тени прошел человек.
Робко тявкнула где-то дворняга.
Прошепталось вдруг: «Боже мой!
Из руки Твоей – эти мгновенья.
Положи меня в белый покой
Мной забытого отдохновенья…»
Священник Вячеслав Шапошников, из книги «День незабытый»
…Он был проникновенным молитвенником, удивительной доброты и терпения – пастырем, поэтом боли и надежды. Он, Вячеслав Иванович Шапошников, рано осиротевший сын священника, навсегда запомнил, как жили во времена его детства помраченные неверием русские люди. Он оплакал погибающую русскую душу и почти погибшую русскую деревню, которая соединяла его предков с незабвенным и чистым прошлым. Его горячего сердца хватило на многое и многих. А лирика, – так она всегда жила рядом с его покаянной, очистительной, окрыляющей душу молитвой, которая длится и посегодня.
Валились хлопья, всё вокруг глуша.
И понял я – сын суетного века, –
зачем приходит в этот мир душа
со зрением и слухом человека.
Внять чистоте! Всё прочее – есть бег
от сущности своей, своей природы.
Ах, не напрасно русский человек
средь белизны живет почти полгода!
Священник Вячеслав Шапошников, из книги «День незабытый»
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.