Одна из самых почитаемых книг в православной аскетической традиции — это книга преподобного Иоанна «Лествица или Скрижали духовные».
Судьба книг бывает разной. Вы помните, какая книга была мировым бестселлером в 1995 году? Вот и я не помню. Прошло целых двадцать лет — или всего лишь двадцать лет — и эти книги мало кто читает. Они устарели, их сменили другие бестселлеры в таких же ярких обложках. Чаще всего их предназначение — развлечь читателя по дороге на работу, погрузить его в мир чужих переживаний и приключений. Впрочем, книги в этом отношении всё более вытесняются сериалами или играми — за которыми можно коротать время в том же метро, если у вас есть планшетник или смартфон.
Но бывают книги, которые люди читают и перечитывают веками; которые берёшь в руки с чувством, что прикасаешься к великому и таинственному сокровищу, которое попало тебе в руки особым промыслом Божиим. Книги, в которых присутствует тишина, мир, утешение и свет, источник которого — не в этом мире.
«Лествица Духовная» святого Иоанна - одна из таких книг. Преподобный Иоанн Лествичник жил и трудился в VI веке — кажется, очень давно, в совершенно другом окружении. Тогда книги переписывались от руки, они требовали дорогостоящих материалов и огромного труда, и его труды дошли до нас через поколения усердных переписчиков, которые полагали его наставления чем-то чрезвычайно важным и ценным. Преподобный Иоанн был настоятелем монастыря.
Современному человеку бывает трудно понять, в чём состоял смысл его служения. В чём вообще смысл монастыря? Люди удаляются, часто в труднодоступные места, живут скудно, тяжело трудятся, делят своё время между богослужением, работой и кратким отдыхом, отказываются от многих, в общем-то, вполне дозволенных благ — зачем? Для нашего мира, сосредоточенного на поиске комфорта и удовольствий, это выглядит чем-то немыслимым.
Это выглядело немыслимым и в шестом веке. Монахи были (и остаются) чудом и знамением. Это люди, которые выбирают нищету в мире, который стремится к богатству; суровое самоограничение в мире, где люди ищут удовольствия; добровольное уничижение там, где люди стремятся превознестись один над другим.
В мире, где обычное оправдание гласит «все так живут», являются люди, которые своим примером показывают — «нет, не все». Можно жить совсем по-другому, как подданные Царства Божия, показывающие миру реальность этого Царства.
Монастыри, с одной стороны, противостоят миру как очаги совсем другой жизни, с другой — именно через них Бог спасает мир. В истории Европы монастыри были центрами просвещения — и духовного, и культурного, светом во тьме варварства.
Господь говорит в Евангелии «Вы - свет мира» (Матф.5:14). Это сказано о Церкви в целом, но особенно — о монашестве. Монах — это человек, через которого просвечивает грядущее Царство.
И преподобный Иоанн подробно объясняет, как жить этой, небесной, преображённой жизнью, как искать её, как выбирать её на каждой развилке своего пути. Монах — это человек, который оставил всё, чтобы найти Бога; и преподобный Иоанн — проводник в этих поисках.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема