В стороне от Соборной площади, ближе к окраине Соликамска, там, где раньше было село Красное, стоит Иоанно-Предтеченский храм. К 1845 году, так как его содержание совершенно не поддерживалось наследниками одного из основателей – купца Алексия Турчанинова храм был приписан к Троицкому собору Соликамска. В этом же году, храму несказанно повезло – его старостой был назначен купец Василий Александрович Рязанцев. И стал не только старостой, но и благодетелем.
Два раза, в 1868 и 1877 годах храм страдал от бури и пожара. И оба раза был полностью восстановлен старостой на свои средства, которых он потратил более 6 000 рублей.
Надо сказать, что у Василия Александровича, был родной брат Иван. И вот вместе они, исполняя воля своего покойного батюшки, да, в общем-то, уже и своё желание обратились с прошением об открытии при Иоанно-Предтеченском храме женской общины. Прошение это было удовлетворено Священным Синодом 7 июня 1891 года. Братья внесли на счет общины 10 400 рублей, которые считались неприкосновенными, а сама община содержалась на проценты.
Через три года, в апреле 1894-го община получила статус монастыря. Стал расширяться и список послушаний: клиросное пение и чтение; наблюдение за чистотою в храмах и сохранностью церковных принадлежностей; чтение псалтири по усопшим в монастыре и по приглашению, в домах благочестивых жителей города и окрестных селений; просфорническое дело; живопись; хлебопекарное и трапезно-келарное дело; рукодельные работы; серебрение церковной утвари; работы на скотном дворе, а также полевые и огородные.
Управление монастырем всецело лежало на плечах настоятельницы монастыря игуменьи Ангелины, при участии казначеи монахини Маргариты и исполняющей обязанности благочинной монахини Рафаилы. Через пятнадцать лет в обители состояло: манатейных монахинь – 18, рясофорных послушниц – 9, послушниц не постриженных – 155, а всего 182, в том числе вновь поступивших - 12-ть. Миряне также очень любили монастырский храм. В этом же, 1909 году, например, более 1100 прихожан приняли причастие.
Всё складывалось как нельзя хорошо, но… старый мир был разрушен до основанья. В 1921 году монастырь был закрыт, многие его насельницы подверглись репрессиям. Церковь передали под детский дом, уничтожили иконостас, забелили настенные росписи, устроили спальни и учебные классы. В 30-м в храме разместился клуб ОГПУ, но ненадолго. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать колокольню». Но Господь так устроил, что постановление это выполнено не было. Кстати, в начале 80-х горсовет постановил отдать здание церкви под автомастерскую. Но и это постановление выполнено не было.
К нашей радости, история Соликамского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, имеет счастливый финал. В 1989 году его передали православной общине. Был проведен огромный ремонт и богослужения возобновились.
В народе нашем к монастырям особая любовь… То ли атмосфера отрешенности от суеты и близости к Богу, то ли бесконечная доброжелательность их обитателей манит в них огромное количество паломников. Если вы из их числа – вот вам адрес: Соликамск, улица Привокзальная, дом 32Б.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема