Хан Узбек в 1329 году прислал приказ, чтобы все русские князья непременно бы отыскали и привели в Орду князя Александра Тверского. Дело становилось опасным. Все князья, и во главе их митрополит Феогност, послали сказать Александру: «Иди в Орду, не погуби христиан от поганых. Лучше тебе одному за всех пострадать и тем сохранить Землю от беды». Александр хотел идти, но Псковичи не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что бы с тобой ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Это было весьма благородно со стороны Псковичей, но могло иметь весьма пагубные последствия для всей Земли, особенно имея в виду, что Татарам пришлось бы пройти через всю Русскую Землю прежде чем добраться до Пскова.
Ввиду этого Иоанн Даниилович, старейший вождь всего ополчения, двинул войска из Новгорода на Псков, но они шли так медленно, что в три недели сделали 110 верст. Ясно было, что войны не предполагалось; для того же, чтобы смирить Псковичей без кровопролития, митрополит Феогност объявил, что если они не отпустят Александра, то он отлучит их от церкви и запрет все храмы; — это подействовало; Александр, не желая подвергать такой казни Псков, побежал к Немцам, а потом в Литву, а хану, донесли, что он ушел к Немцам, и Узбек этим удовольствовался. Через полтора года, когда гроза утихла, Александр вернулся во Псков, где все время оставалась его семья, и стал снова в нем княжить.
Но, сидя спокойно в Пскове, Александр все-таки хорошо понимал, что, убежав из своей отчины Твери, он тем самым лишает и своих детей прав на владение отцовским наследством, и решил искать примирения с ханом, для чего послал в Орду своего старшего сына, конечно, не с пустыми руками.
Хан потребовал его самого. И вот, в 1337 году, прокняжив 10 лет во Пскове на свободе, князь Александр, простившись с семьей и боярами и напутствуемый духовенством, пошел в Татарскую неволю. «Господин царь вольный!» — сказал он Узбеку, — «много я виновен перед тобою, но пришел к тебе; ищу твоей милости… Смерть или жизнь приму от тебя, как тебе Бог известит, я на все готов. Вот голова моя перед тобою!» Смиренная мудрость князя победила ханский гнев. «Избавился от смерти князь Александр», — молвил Узбек и пожаловал его Тверским княжением.
После 10 лет в самой Твери произошла уже перемена к бывшему князю; как только туда приехал Александр и перевез из Пскова свою княгиню и детей, многие бояре, пользуясь своим правом свободного отъезда, поспешили уехать от него в Москву.
Затем летописец говорит, что Александр не утвердил договор с Московским великим князем и, не взяв с ним мира, послал зачем-то в Орду своего старшего сына Фёдора.
Предупреждая опасность, Иоанн Калита тоже пошел в Орду с двумя сыновьями — Сименом и Иоанном. Он возвратился с великим пожалованием, но по его думе хан потребовал к себе в Орду всех Русских князей. Иоанн Даниилович, впрочем, сам не поехал, но послал туда всех трех своих сыновей — Симеона, Иоанна и Андрея.
Весь собор Русских князей должен был решить в Орде, кто заводчик новой крамолы, и кто желает добра Русской Земле. Десять лет, в течение отсутствия Александра, Тверское княжество пребывало в тишине и все в нем были довольны своей участью, подчиняясь Московскому великому князю только в общеземском отношении. Ясное дело, что Александр шел дальше и, получив в последний свой приезд в Орду точку опоры у жены Узбека, искал владычества над Москвой и всей Землею, что вызвало общее возбуждение, для окончания которого хан и созвал в Орде собор всех князей.
Конечно, по этому поводу на княжеском соборе было высказано против Александра много неудовольствий; и вот, разгневанный этими суждениями, Узбек повелел коварно вызвать его, тихо, кротко, с обещанием, что зовет к великому «жалованию». Александр колебался, но решился идти. «Если пойду, приму смерть», — рассуждал он, — «если же не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть».
Когда, после печальных проводов из Твери, он прибыл в Орду, то сын его Фёдор объявил, что дела его идут плохо. Скоро Узбек решил участь князя, определил смерть и назначил день казни, на 29 октября 1339 года. В этот день Александр встал рано, помолился и, видя, что время проходит, послал к ханше за вестями, а сам сел на коня и поехал к знакомым, разузнавать о своей участи, но отовсюду был один ответ, что казнь назначена на сегодня. Тогда Александр, вернувшись к себе, стал прощаться с сыном и боярами, сделал распоряжения насчет княжества своего, исповедался и причастился; то же сделали Фёдор и бояре. Ждали после этого недолго: вошли отроки с плачем и объявили о приближении убийц. Мужественный Александр сам вышел им навстречу и был рознят по суставам, вместе с сыном Фёдором.
Русская Земля встретила останки новых мучников с глубоким религиозным чувством общего к ним почтения; они были преданы земле в Тверской соборной церкви. Так закончилась борьба Москвы с Тверью. После нее, ни Тверские князья, ни Рязанские, также бывшие в это время довольно сильными, не могли уже тягаться с Москвою.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе