С тех пор как зимой 2013-го года я начал знакомиться с творческой судьбой и наследием художника, книжного дизайнера, оригинального мыслителя-эссеиста и талантливого стихотворца – Евгения Клодта, – имя его всё чаще обнаруживает себя рядом с любимыми и привычными явлениями духа и культуры. Вот и на компакт-диске, посвященном святителю Луке (Войно-Ясенецкому) вдруг читаю: «художник Евгений Клодт». И об иконе святителя на обложке – «иконописец Ольга Клодт».
…Она, Ольга Клодт-Володина, и подарила мне книгу памяти Евгения Георгиевича, где я увидел фотографию их семейной пары на лондонской телезаписи бесед митрополита Антония Сурожского в 1995-м году (факт этих записей – заслуга Клодтов), где узнал я об их трудном и счастливом пути к вере и к церкви… Где прочитал яркие эссе и стихи Клодта – и знакомые, и неизвестные.
Я делаю вдох,
Как всегда, ненароком,
Я просто дышу,
Но при этом со вдохом
Приходят любовь, тишина и покой,
Как будто бы воздух земли городской
Нездешним стал, с дальних пределов,
О коих сказать невозможно.
Дыханье слегка задержав, осторожно,
Почти незаметно, чуть-чуть, понемногу
Я выдохну, тихо сказав: «Слава Богу!»
Евгений Клодт, из цикла «Личное», 2003-й год
Славного представителя династии Клодтов не стало в 2012-м. К публичности своих стихов он относился со смущением, но однажды решился и на издание. Поэт Надежда Кондакова проницательно заметила во вступлении: «Дисгармоничность мира он, как всякий верующий человек воспринимает болезненно. Иные художники – особенно часто в 20-м, щедром на дисгармонию веке – вокруг этого “объекта” выращивают свой талант и выстраивают свой мир. [А] он попросту не замечает, “игнорирует” дисгармонию, в лучшем случае – замечает с легкой иронией, очевидно и целиком полагаясь на Божественную Благодать».
Стою на молитве у озера.
На ногах
Лыжи,
Впереди
Солнце
Опускается ниже
Леса берега дальнего,
Золотя твердь.
Что-то стало печально мне
Почему?
Ответь.
Красота закатная
По моим годам.
У страны «Когда-то»
И страны «Всегда»
Тонкая граница.
За твоим плечом
Серафим с мечом.
Продолжай молиться.
Евгений Клодт, из цикла «Время», 2008-й год
Свои последние жизненные испытания заболевший художник принял смиренно, положившись на волю Божью. Однажды в клинике, ожидая священника, он уговорил исповедаться и причаститься своего соседа по палате, принимавшего участие в жёстких операциях против наркоторговцев на пограничных тропах. «Знаешь, – сказал Евгений Георгиевич своему другу Андрею Круглову, который пришел его навестить, – ради этого одного мне стоило попасть в больницу».
Товарищ Клодта свидетельствовал: «Силы тела уходили от него, а силы духа росли…»
И силы эти – продолжу я дерзновенно – возможно, прорастут в ком-то из нас, – через светлое творчество Евгения Георгиевича. Послужат утешением и примером.
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема