С тех пор как зимой 2013-го года я начал знакомиться с творческой судьбой и наследием художника, книжного дизайнера, оригинального мыслителя-эссеиста и талантливого стихотворца – Евгения Клодта, – имя его всё чаще обнаруживает себя рядом с любимыми и привычными явлениями духа и культуры. Вот и на компакт-диске, посвященном святителю Луке (Войно-Ясенецкому) вдруг читаю: «художник Евгений Клодт». И об иконе святителя на обложке – «иконописец Ольга Клодт».
…Она, Ольга Клодт-Володина, и подарила мне книгу памяти Евгения Георгиевича, где я увидел фотографию их семейной пары на лондонской телезаписи бесед митрополита Антония Сурожского в 1995-м году (факт этих записей – заслуга Клодтов), где узнал я об их трудном и счастливом пути к вере и к церкви… Где прочитал яркие эссе и стихи Клодта – и знакомые, и неизвестные.
Я делаю вдох,
Как всегда, ненароком,
Я просто дышу,
Но при этом со вдохом
Приходят любовь, тишина и покой,
Как будто бы воздух земли городской
Нездешним стал, с дальних пределов,
О коих сказать невозможно.
Дыханье слегка задержав, осторожно,
Почти незаметно, чуть-чуть, понемногу
Я выдохну, тихо сказав: «Слава Богу!»
Евгений Клодт, из цикла «Личное», 2003-й год
Славного представителя династии Клодтов не стало в 2012-м. К публичности своих стихов он относился со смущением, но однажды решился и на издание. Поэт Надежда Кондакова проницательно заметила во вступлении: «Дисгармоничность мира он, как всякий верующий человек воспринимает болезненно. Иные художники – особенно часто в 20-м, щедром на дисгармонию веке – вокруг этого “объекта” выращивают свой талант и выстраивают свой мир. [А] он попросту не замечает, “игнорирует” дисгармонию, в лучшем случае – замечает с легкой иронией, очевидно и целиком полагаясь на Божественную Благодать».
Стою на молитве у озера.
На ногах
Лыжи,
Впереди
Солнце
Опускается ниже
Леса берега дальнего,
Золотя твердь.
Что-то стало печально мне
Почему?
Ответь.
Красота закатная
По моим годам.
У страны «Когда-то»
И страны «Всегда»
Тонкая граница.
За твоим плечом
Серафим с мечом.
Продолжай молиться.
Евгений Клодт, из цикла «Время», 2008-й год
Свои последние жизненные испытания заболевший художник принял смиренно, положившись на волю Божью. Однажды в клинике, ожидая священника, он уговорил исповедаться и причаститься своего соседа по палате, принимавшего участие в жёстких операциях против наркоторговцев на пограничных тропах. «Знаешь, – сказал Евгений Георгиевич своему другу Андрею Круглову, который пришел его навестить, – ради этого одного мне стоило попасть в больницу».
Товарищ Клодта свидетельствовал: «Силы тела уходили от него, а силы духа росли…»
И силы эти – продолжу я дерзновенно – возможно, прорастут в ком-то из нас, – через светлое творчество Евгения Георгиевича. Послужат утешением и примером.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.