Княжеский род в Юго-Западной Руси вымирал крайне быстро. Уже в начале четырнадцатого века князь Юрий был единственным и последним чисто русским и православным князем, соединявшим в своих руках Галич и Волынь. Его два сына, Андрей и Лев, рано умерли бездетными, и после них Галицко-Волынский стол получил сын их сестры Юрий-Болеслав. Этот Болеслав окружил себя немцами, поляками и чехами, глубоко презирал все Русское и скоро возбудил к себе общую ненависть.
По смерти Болеслава, обширные его владения были разделены между двумя соседями: Галицкая Земля досталась Польше, а Волынь — Литве.
Как Польша, так и Литва успели, с начала четырнадцатого века, значительно усилиться.
Польша стала собираться королем Владиславом Четвертым, который подчинил себе большую часть удельных князей. Его дело усердно продолжал сын Казимир, прозванный Великим. Он и присоединил к своим владениям Галичину и Холм.
В Литве же в 1316 году вокняжился Гедимин. Этот замечательный по своему необыкновенно ясному уму, настойчивости, хитрости и дальновидности князь был истинным основателем могущества своего государства.
Оказывая явное покровительство и предпочтение всему русскому, он искусно объединил под своею властью многие южные и западные Русские Земли, разоренные и ослабленные Татарами. Волынь и Киевская область, а также владения Минские, Туровские и Пинские принадлежали Гедимину, к концу его жизни. Поэтому, будучи великим князем Литовским, он стал носить в то же время и наименование великого князя Русского, так как Русские области по своей величине вдвое превосходили его Литовские владения.
Занятый собиранием Русских Земель, Гедимин вместе с тем вел беспощадную войну с немцами, удачно пользуясь раздорами, происходившими между Ливонскими рыцарями и Рижскими епископами.
Однажды, чтобы принудить рыцарей к миру, он отправил папе посольство, прося помощи и обещая почитать его, как отца. Обрадованный папа, думая, что Гедимин желает принять христианство, приказал рыцарям немедленно прекратить военные действия против него, и отправил своих послов крестить Гедимина. Но тут их ожидало разочарование.
«Я действительно говорил», — объявил Гедимин, — «что буду почитать папу, как отца, но я сказал это потому, что он старше меня. Всех стариков я почитаю как отцов. Сверстников моих люблю, как братьев. Тех же, кто моложе меня, я готов любить, как сыновей. Креститься же я не намерен».
Нет сомнения, что принятию христианства Гедимину препятствовала сильная приверженность литовцев к язычеству и чрезвычайное значение, которое имели для народа жрецы. Жреческое сословие было тесно между собой связано, причем в нескольких местах на Литве были особые священные рощи. Охотясь однажды и убив близ одной из них огромного тура, Гедимин по указанию верховного жреца установил здесь свою столицу — Вильно.
В 1336 году прибыло из Германии до двухсот князей, графов и простых рыцарей в Тевтонский орден с целью мечом крестить литовцев в латинство. И вот магистр Ордена с сильным отрядом осадил замок Пилене, в котором заперлось до 4.000 Литовцев с женами и детьми.
Литовцы защищались отчаянно, и немцы никак не могли взять замок, пока одному рыцарю не пришла мысль зажечь его деревянные стены, посредством стрел, обмакнутых в горючий состав. Это удалось, и замок запылал во многих местах. Тогда осажденные, видя, что спасания нет, решили умереть все до единого. Они сложили огромный костер и сожгли на нем все свое имущество. Потом начали избивать отцы своих детей, мужья своих жен, и бросать их в тот же костер. Затем Литовские мужи разделились по двое и один другому вонзали мечи прямо в грудь. Оставшиеся еще в живых протягивали свои шеи под топор одной старой жрицы.
При такой ревности к язычеству со стороны своего народа, Гедимину было затруднительно самому креститься. Но лично он имел двух русских православных жен и не препятствовал детям не только устраивать христианские браки, но и креститься.
В деле устройства браков своих детей, Гедимин проявил необыкновенное искусство. Приобретя ряд родственных связей, он подготовлял присоединение к Литве новых русских областей, или получал важных союзников.
Сам Гедимин умер в 1341 году, также как и Иоанн Калита. Он был убит при осаде одного немецкого замка. Сыновья свезли его тело в Вильно, и оно было торжественно сожжено вместе с конем, любимым слугою и тремя пленными немцами.
Таким образом, одновременно с собиранием Руси под рукой Москвы, шло собирание Западной и Южной Руси Литвой.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема