Княжеский род в Юго-Западной Руси вымирал крайне быстро. Уже в начале четырнадцатого века князь Юрий был единственным и последним чисто русским и православным князем, соединявшим в своих руках Галич и Волынь. Его два сына, Андрей и Лев, рано умерли бездетными, и после них Галицко-Волынский стол получил сын их сестры Юрий-Болеслав. Этот Болеслав окружил себя немцами, поляками и чехами, глубоко презирал все Русское и скоро возбудил к себе общую ненависть.
По смерти Болеслава, обширные его владения были разделены между двумя соседями: Галицкая Земля досталась Польше, а Волынь — Литве.
Как Польша, так и Литва успели, с начала четырнадцатого века, значительно усилиться.
Польша стала собираться королем Владиславом Четвертым, который подчинил себе большую часть удельных князей. Его дело усердно продолжал сын Казимир, прозванный Великим. Он и присоединил к своим владениям Галичину и Холм.
В Литве же в 1316 году вокняжился Гедимин. Этот замечательный по своему необыкновенно ясному уму, настойчивости, хитрости и дальновидности князь был истинным основателем могущества своего государства.
Оказывая явное покровительство и предпочтение всему русскому, он искусно объединил под своею властью многие южные и западные Русские Земли, разоренные и ослабленные Татарами. Волынь и Киевская область, а также владения Минские, Туровские и Пинские принадлежали Гедимину, к концу его жизни. Поэтому, будучи великим князем Литовским, он стал носить в то же время и наименование великого князя Русского, так как Русские области по своей величине вдвое превосходили его Литовские владения.
Занятый собиранием Русских Земель, Гедимин вместе с тем вел беспощадную войну с немцами, удачно пользуясь раздорами, происходившими между Ливонскими рыцарями и Рижскими епископами.
Однажды, чтобы принудить рыцарей к миру, он отправил папе посольство, прося помощи и обещая почитать его, как отца. Обрадованный папа, думая, что Гедимин желает принять христианство, приказал рыцарям немедленно прекратить военные действия против него, и отправил своих послов крестить Гедимина. Но тут их ожидало разочарование.
«Я действительно говорил», — объявил Гедимин, — «что буду почитать папу, как отца, но я сказал это потому, что он старше меня. Всех стариков я почитаю как отцов. Сверстников моих люблю, как братьев. Тех же, кто моложе меня, я готов любить, как сыновей. Креститься же я не намерен».
Нет сомнения, что принятию христианства Гедимину препятствовала сильная приверженность литовцев к язычеству и чрезвычайное значение, которое имели для народа жрецы. Жреческое сословие было тесно между собой связано, причем в нескольких местах на Литве были особые священные рощи. Охотясь однажды и убив близ одной из них огромного тура, Гедимин по указанию верховного жреца установил здесь свою столицу — Вильно.
В 1336 году прибыло из Германии до двухсот князей, графов и простых рыцарей в Тевтонский орден с целью мечом крестить литовцев в латинство. И вот магистр Ордена с сильным отрядом осадил замок Пилене, в котором заперлось до 4.000 Литовцев с женами и детьми.
Литовцы защищались отчаянно, и немцы никак не могли взять замок, пока одному рыцарю не пришла мысль зажечь его деревянные стены, посредством стрел, обмакнутых в горючий состав. Это удалось, и замок запылал во многих местах. Тогда осажденные, видя, что спасания нет, решили умереть все до единого. Они сложили огромный костер и сожгли на нем все свое имущество. Потом начали избивать отцы своих детей, мужья своих жен, и бросать их в тот же костер. Затем Литовские мужи разделились по двое и один другому вонзали мечи прямо в грудь. Оставшиеся еще в живых протягивали свои шеи под топор одной старой жрицы.
При такой ревности к язычеству со стороны своего народа, Гедимину было затруднительно самому креститься. Но лично он имел двух русских православных жен и не препятствовал детям не только устраивать христианские браки, но и креститься.
В деле устройства браков своих детей, Гедимин проявил необыкновенное искусство. Приобретя ряд родственных связей, он подготовлял присоединение к Литве новых русских областей, или получал важных союзников.
Сам Гедимин умер в 1341 году, также как и Иоанн Калита. Он был убит при осаде одного немецкого замка. Сыновья свезли его тело в Вильно, и оно было торжественно сожжено вместе с конем, любимым слугою и тремя пленными немцами.
Таким образом, одновременно с собиранием Руси под рукой Москвы, шло собирание Западной и Южной Руси Литвой.
Пермь. Путешествие по городу

Фото: Boris Busorgin / Unsplash
Город Пермь — столица Пермского края. Регион простирается на восточной окраине Русской равнины, у западных склонов Уральских гор. На севере он граничит с республикой Коми, на юге — с Башкортостаном. В средние века эта обширная территория называлась Великая Пермь. Здесь проживали язычники — пермяки и зыряне. В четырнадцатом столетии они восприняли христианство благодаря проповеди русского епископа Стефана. В 1383 году святитель создал Пермскую епархию с центром в городе Усть-Выми, который сейчас относится к республике Коми. В конце восемнадцатого столетия кафедру епископа перенесли в Пермь. Город тогда был совсем молодой — его основали в 1723 году по указу императора Петра Первого при медеплавильном заводе. Прошло чуть больше полувека, и небольшое селение стало центром губернии и православной епархии. Здесь появились первые каменные строения — Петропавловский собор и Архиерейский дом. Эти исторические здания чудом уцелели в советское время. В храме Петра и Павла в разные годы размещались мастерские и спортивный зал. В 1990 году храм вновь стал действующим, и с тех пор богослужения под его сводами не прекращались. Архиерейский дом, в котором долгое время размещался краеведческий музей, вернули Православной церкви в 2007-ом. Сегодня здание принадлежит Пермской митрополии, объединившей в 2014 году все епархии Пермского края.
Радио ВЕРА в Перми можно слушать на частоте 95,0 FM
«Зимняя речушка»

Фото: Caden Nickel/Unsplash
Гуляя зимой на природе, спускаюсь по крутому берегу к небольшой извилистой речке, которыми изобилует наша земля. Частью во льду, частью в полыньях, она встречает меня приветливым молчанием. Замечательно, что зима с её непогодой нисколько не помешала речушке исполнять своё главное дело — нести воды с тихим журчанием к намеченной цели. Душа, и ты не смущайся непогодой — трудностями, искушениями — и изливай себя в молитве Небесному Отцу с верой, постоянством и любовью.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Митрополит Иоанн (Вендланд) и его семья

Фото: Thiago José Amaral / Pexels
В далёком городе Нью-Йорке в 1964-м году, митрополит Иоанн (Вендланд), патриарший представитель в Северной и Южной Америки, читал письмо от старшей сестры. Елизавета Николаевна — Элли, как звал её владыка в детстве, а теперь — монахиня Ефросиния, поздравляла брата с 55-летием. Она писала: «Как сейчас помню, я услышала твой плач из отдалённой комнаты. Бабушка вошла и сказала перекреститься, потому что у меня родился братик...». Митрополита Иоанна до конца дней связывала сердечная дружба с сестрой: он хранил любовь ко всей своей семье.
Будущий владыка родился 1 января 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье юрисконсульта Морского министерства Николая Антоновича Вендланда и его супруги Нины Петровны. В крещении ребёнка нарекли Константином. На всю жизнь сохранилось у владыки одно из первых детских воспоминаний — чувство блаженства, когда мама, баюкая, осеняла его крестным знамением. Родители Кости посещали храм. Нина Петровна, всегда носила при себе маленькое карманное Евангелие. Часто она вслух читала его сыну. Так маленький Костя однажды узнал, что Бог любит милостивых, тех, кто помогаем бедным. И тут же загорелся желанием творить милостыню! Вот только денег у него не было. Он вспомнил, что накануне видел на столике в родительской комнате серебряные монеты. Недолго думая, мальчик взял их, и собрался идти в церковь, чтобы раздать их нищим. Но не успел — родители обнаружили пропажу. Когда Костя рассказал отцу и матери, для чего ему понадобились деньги, родители объяснили, что брать без спроса — грешно, и что милостыня не совершается неправедно добытыми деньгами. Так, на жизненных примерах в семье постигал будущий митрополит Иоанн науку нравственности и веры.
Владыка вспоминал, что отец, хоть и был целыми днями занят на службе, всё свободное время посвящал семье. Николай Антонович увлекался фотографией, был одним из пионеров цветной фотосъёмки. Своё увлечение он передал сыну — впоследствии митрополит Иоанн стал автором уникальной фотографической летописи Русской Православной церкви середины ХХ века. Владыка Иоанн писал в своих мемуарах о том, как по вечерам Николай Антонович и Нина Петровна вместе музицировали: «Папа с мамой садились рядом за фортепиано и играли в четыре руки. Под дивную музыку их игры я засыпал».
В 1917 году семья Вендландов перебралась в Крым. Там, спустя два года, Николай Антонович скончался от тяжёлой болезни. На панихиде по отцу, в храме, Костя впервые глубоко проникся мыслью о Царстве Божием. В нём зародилось и начало зреть желание посвятить свою жизнь служению Господу. Маму Константин в последний раз увидел в военном 1943-м. Нина Петровна жила тогда в Узбекистане, в Фергане. А он — в Ташкенте, преподавал, геологию в Среднеазиатском университете. И уже десять лет был тайно пострижен в монашество. Эли, старшую сестру, призвали на фронт, она служила военным врачом. Константин ненадолго заехал к маме во время геологической экспедиции. Нина Петровна выглядела здоровой и бодрой. «Дитюша моя!», — ласково говорила она сыну. Константин уехал, а буквально через несколько дней получил известие о том, что мама отошла ко Господу.
После Великой Отечественной войны Константин Вендланд, в монашестве — Иоанн, полностью посвятил себя церковной жизни. В 1958-м был рукоположен в сан епископа. В том же году приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и его сестра, Елизавета Николаевна. Брат и сестра и в монашестве поддерживали друг друга заботой и молитвами. Владыка Иоанн много ездил по миру, несколько лет нёс служение в США. А незадолго до кончины посетил места своего детства. Он признавался — с ними были связаны самые светлые мгновения его жизни рядом с родными людьми.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен











