Чингиз-хан покорил Китай и разгромил столицу его Пекин. Заключив с китайским императором мир, он двинулся на запад, против могущественной державы Ховарезмийской, объединявшей собой владения Хивинские, Бухарские и большую часть Персидских.
Здесь, в густонаселенной и высокообразованной стране, покрытой цветущими городами, произошел ряд кровопролитных сражений. Страна эта уже никогда впоследствии не могла достигнуть своего былого цветущего состояния.
Чингиз-хан, по обыкновению, двинулся на Ховарезмию с огромными полчищами своих Татар. Когда он подошел к городу Самарканду, в котором находилось одних войск до 100 тысяч человек, то жители хотели соорудить вокруг него новые рвы. Но их повелитель, храбрый султан ХоварезмИйский, послал им сказать, чтобы они избавили себя от напрасного труда, так как Монголов столько, что они одними своими кнутами наполнят все рвы. Скоро Самарканд, Хива, Термез, Балх обратились в груды трупов и развалин. А города эти были по своим размерам таковы, что в одном только Балхе было двести бань для странников и 1200 мечетей.
Через три года Ховарезмия была окончательно покорена и опустошена до берегов Каспийского и Аральского морей. Все это было совершено полководцами Чингиз-хана. Сам же он оставался большею частью в Самарканде и устраивал в его окрестностях замечательные охоты. Целые народы были сбираемы для того, чтобы сгонять сотни тысяч диких зверей, которых убивал Чингиз-хан со своими придворными. Он усердно знакомился с бытом покоренных им народов и часто беседовал с их учеными и мудрецами.
Покорив Ховарезмию, Чингиз-хан собрал большой курултай, на котором показался во всем блеске своей славы. Торжество происходило на громадной равнине, и хотя местность имела 49 верст в окружности, но едва могла вместить одни только шатры всех прибывавших князей.
Во время описанных охот и торжеств, Чингиз-хан не переставал деятельно готовиться и к дальнейшим своим походам.
Еще в 1220 году он послал своих полководцев Чжебе и Субутая захватить бежавшего Ховарезмийского султана Магомета, который, после многих бедствий и скитаний, укрылся на одном из островов Каспийского моря, где и умер.
Преследуя несчастного Магомета, Чжебе и Субутай, обогнув с юга Каспийское море и не отыскав его, двинулись через Персию в Грузию, разоряя все по пути. Храбрые Грузины смело встретили врага, но были наголову разбиты под Тифлисом. Затем они вышли еще раз против Татар и были еще раз разбиты. После этого Татары стали переходить через Кавказский хребет, для дальнейшего движения к северу. Это было в 1223 году.
Здесь Татары были встречены местными воинственными горскими племенами, пригласившими себе в союзники Половцев. Положение Татар, окруженных со всех сторон неприятелем в неприступных горах, стало отчаянным. Но им пришла на выручку обычная бесчестность Половцев. Они жадно склонились на дары, предложенные им Татарами, и вероломно покинули своих союзников, после чего Татары разбили последних, а затем двинулись и вслед за Половцами, расходившимися безо всяких предосторожностей по своим кочевьям.
И тоже наголову разгромили их.
Половцы, в ужасе уходя от шедших за ними следом Татар, кинулись за помощью к Русским.
И вот к Мстиславу Удалому, сидевшему в это время в Галиче, неожиданно прибежал тесть, Половецкий хан Ктян и стал усиленно просить о помощи против Татар, о которых никто ничего не знал на Руси.
Мстислав Удалой согласился, и скоро по его приглашению в Киеве состоялся большой княжеский съезд для решения вопроса об общем походе. Половцы усиленно задаривали князей конями, верблюдами, буйволами и невольницами. Они говорили: «Если не поможете нам, то сегодня мы будем иссечены, а завтра вы».
После продолжительного обсуждения, съезд постановил: «Лучше нам принять Татар на чужой Земле, чем на своей». Затем все стали деятельно готовиться к большому общему походу.
Мстислав Удалой перешел Днепр и обратил в бегство Татарских сторожей. После этого все князья переправились через Днепр. Ободренные успехом Русские продвигались все дальше и дальше вперед и, наконец, дошли до реки Калки, впадающей в Азовское море. Не успел Мстислав Удалой с Даниилом Романовичем перейти реку, как сейчас же появилось огромное количество Татар, готовых к бою.
Это было 16 июня 1224 года.
Победа могла склониться на нашу сторону. Но вдруг побежали презренные Половцы и стали топтать станы остальных князей, которые не успели еще построить полки для боя. Это решило дело в пользу Татар.
Поражение Русских было такое, какого не бывало еще от начала Русской Земли. Мстислав Удалой, Даниил Романович и немногие из бывших в сечи успели бежать в направлении к западу. Доблестные же наши богатыри все до единого сложили свои головы.
Князь Мстислав Киевский, с зятем своим Андреем и князем Александром Дубровицким сдались и были задавлены: Татары подложили их под доски, на которые сели обедать.
Шестеро других князей погибло во время бегства к Днепру.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема