Чингиз-хан покорил Китай и разгромил столицу его Пекин. Заключив с китайским императором мир, он двинулся на запад, против могущественной державы Ховарезмийской, объединявшей собой владения Хивинские, Бухарские и большую часть Персидских.
Здесь, в густонаселенной и высокообразованной стране, покрытой цветущими городами, произошел ряд кровопролитных сражений. Страна эта уже никогда впоследствии не могла достигнуть своего былого цветущего состояния.
Чингиз-хан, по обыкновению, двинулся на Ховарезмию с огромными полчищами своих Татар. Когда он подошел к городу Самарканду, в котором находилось одних войск до 100 тысяч человек, то жители хотели соорудить вокруг него новые рвы. Но их повелитель, храбрый султан ХоварезмИйский, послал им сказать, чтобы они избавили себя от напрасного труда, так как Монголов столько, что они одними своими кнутами наполнят все рвы. Скоро Самарканд, Хива, Термез, Балх обратились в груды трупов и развалин. А города эти были по своим размерам таковы, что в одном только Балхе было двести бань для странников и 1200 мечетей.
Через три года Ховарезмия была окончательно покорена и опустошена до берегов Каспийского и Аральского морей. Все это было совершено полководцами Чингиз-хана. Сам же он оставался большею частью в Самарканде и устраивал в его окрестностях замечательные охоты. Целые народы были сбираемы для того, чтобы сгонять сотни тысяч диких зверей, которых убивал Чингиз-хан со своими придворными. Он усердно знакомился с бытом покоренных им народов и часто беседовал с их учеными и мудрецами.
Покорив Ховарезмию, Чингиз-хан собрал большой курултай, на котором показался во всем блеске своей славы. Торжество происходило на громадной равнине, и хотя местность имела 49 верст в окружности, но едва могла вместить одни только шатры всех прибывавших князей.
Во время описанных охот и торжеств, Чингиз-хан не переставал деятельно готовиться и к дальнейшим своим походам.
Еще в 1220 году он послал своих полководцев Чжебе и Субутая захватить бежавшего Ховарезмийского султана Магомета, который, после многих бедствий и скитаний, укрылся на одном из островов Каспийского моря, где и умер.
Преследуя несчастного Магомета, Чжебе и Субутай, обогнув с юга Каспийское море и не отыскав его, двинулись через Персию в Грузию, разоряя все по пути. Храбрые Грузины смело встретили врага, но были наголову разбиты под Тифлисом. Затем они вышли еще раз против Татар и были еще раз разбиты. После этого Татары стали переходить через Кавказский хребет, для дальнейшего движения к северу. Это было в 1223 году.
Здесь Татары были встречены местными воинственными горскими племенами, пригласившими себе в союзники Половцев. Положение Татар, окруженных со всех сторон неприятелем в неприступных горах, стало отчаянным. Но им пришла на выручку обычная бесчестность Половцев. Они жадно склонились на дары, предложенные им Татарами, и вероломно покинули своих союзников, после чего Татары разбили последних, а затем двинулись и вслед за Половцами, расходившимися безо всяких предосторожностей по своим кочевьям.
И тоже наголову разгромили их.
Половцы, в ужасе уходя от шедших за ними следом Татар, кинулись за помощью к Русским.
И вот к Мстиславу Удалому, сидевшему в это время в Галиче, неожиданно прибежал тесть, Половецкий хан Ктян и стал усиленно просить о помощи против Татар, о которых никто ничего не знал на Руси.
Мстислав Удалой согласился, и скоро по его приглашению в Киеве состоялся большой княжеский съезд для решения вопроса об общем походе. Половцы усиленно задаривали князей конями, верблюдами, буйволами и невольницами. Они говорили: «Если не поможете нам, то сегодня мы будем иссечены, а завтра вы».
После продолжительного обсуждения, съезд постановил: «Лучше нам принять Татар на чужой Земле, чем на своей». Затем все стали деятельно готовиться к большому общему походу.
Мстислав Удалой перешел Днепр и обратил в бегство Татарских сторожей. После этого все князья переправились через Днепр. Ободренные успехом Русские продвигались все дальше и дальше вперед и, наконец, дошли до реки Калки, впадающей в Азовское море. Не успел Мстислав Удалой с Даниилом Романовичем перейти реку, как сейчас же появилось огромное количество Татар, готовых к бою.
Это было 16 июня 1224 года.
Победа могла склониться на нашу сторону. Но вдруг побежали презренные Половцы и стали топтать станы остальных князей, которые не успели еще построить полки для боя. Это решило дело в пользу Татар.
Поражение Русских было такое, какого не бывало еще от начала Русской Земли. Мстислав Удалой, Даниил Романович и немногие из бывших в сечи успели бежать в направлении к западу. Доблестные же наши богатыри все до единого сложили свои головы.
Князь Мстислав Киевский, с зятем своим Андреем и князем Александром Дубровицким сдались и были задавлены: Татары подложили их под доски, на которые сели обедать.
Шестеро других князей погибло во время бегства к Днепру.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер