«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» – так сказано в Библии.
Слова о том, что всё тайное и сокровенное когда-нибудь обнаружится и станет явным, содержатся в трех из четырех Евангелий – Евангелии от Матфея, от Марка и от Луки.
В двенадцатой главе Евангелия от Луки Господь Иисус Христос предостерегает своих учеников от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие». То есть от всего показного и ложного, от того внешнего благонравия, которым позже не в свою пользу прославились фарисеи – представители религиозного течения в иудаизме.
Господь предостерегает: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы».
Толкователи сходятся во мнении, что речь здесь идёт не только о будущем суде, на котором все грехи обнажатся и станут известными, но и о том, что в настоящей жизни многое из того, что скрывается рано или поздно обнаруживается. Причём, это касается как злых и недостойных деяний, так и добрых дел. Эта мысль находит подтверждение в Евангелии от Матфея.
Со словами «не бойтесь их», Спаситель призывает своих учеников не бояться клеветников, лжецов и злодеев, потому что настоящая добродетель не может быть скрыта или оболгана. Истина проявит себя, ибо «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано».
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Если вы Явите всякую добродетель, то люди не станут внимать словам клеветников, а будут смотреть на истину дел. Подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время всё сокровенное открывает. Невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности».
История доказала истинность этих слов. Апостолы, которых Господь призывал не бояться клеветы, стали почитаемыми святыми, а те, кто выставлял их в дурном свете, преследовал и казнил – остаются в сознании поколений несправедливыми и жестокими гонителями.
Сегодня фразеологизм «тайное становится явным» употребляется чаще всего в прямом смысле – на это указывают современные словари.
Выражение легко вошло в оборот, став простой житейской истиной, которая чаще всего подтверждается личным опытом.
Все неправдивое и искусственное – обнаружится, всё, что скрывалось – откроется. Потому что «не бывает ничего потаённого, что не вышло бы наружу». Так говорится в Первоисточнике.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема