Мы не так уж много знаем о великих правителях древности и средневековья. Еще меньше мы знаем об их женах, о тех, кто сопровождал царей каждый день и помогал выстоять перед ударами судьбы. Об английском короле Альфреде Великом нам известно достаточно, чтобы понять, каким он был человеком. И в то же время источники незаслуженно обходят вниманием его жену, благочестивую Эльсвиту. Несомненно, жена такого поистине выдающегося мужа должна была отличаться завидным смирением и, конечно же, умом. Ведь не зря говорят: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.
Испытания для Эльсвиты начались прямо в день свадьбы. Ее жениха поразила некая болезнь, затем причинявшая сильные боли всю жизнь. Возможно, их вызывали камни в почках. Молодая жена справилась со своим огорчением и поддерживала мужа постоянно. Именно любящая Эльсвита терпеливо готовила лекарственные настои для Альфреда, который в государственных делах забывал обо всем личном. В те времена не существовало врачей, которые бы следили за здоровьем человека. И только благодаря заботе жены Альфред, с детства слабый здоровьем, редко болел.
Еще больше огорчений добросердечной Эльсвите приносили набеги викингов, разоряющих страну. Северные варвары были настолько сильны, что почти одержали верх над неокрепшим английским государством. Королевской семье пришлось бежать туда, куда еще не дотянулась грубая рука язычников. У Эльсвиты в то время уже было несколько детей, один – совсем младенец. Альфред спрятал жену у надежных друзей и ушел скитаться по обширным английским болотам в надежде, что отвлечет на себя внимание врагов. Эльсвита со слезами на глазах провожала мужа. Ей было тяжело расставаться с ним, но оба знали – дети важнее, именно им мать должна посвятить себя. Сердцем понимала Эльсвита и то, что не способна помочь мужу в поисках собственного пути. Найти его мужчина должен сам. Но так любила его королева и так скучала, что пролила немало слез в молитвах, чтобы муж ее остался жив и обрел себя.
Молитвы Эльсвиты были услышаны Богом. Не прошло и года, как Альфред вернулся. Жена удивилась его новому взгляду. Из него исчезла королевская надменность, а на смену ей пришли смирение и мудрость. В тот же год Альфред собрал народ и дал отпор язычникам, наголову разбив их войско. Когда предводитель викингов ГУтрум сдался, все ждали, что король казнит его. Однако дальновидная Эльсвита подсказала мужу иное решение. Она предложила обойтись с язычником милостиво, показать, насколько Альфред страшен в гневе, когда на его людей нападают, и насколько он добр с побежденными. Только искренне любящая женщина могла посоветовать такое своему мужу, чтобы уберечь его от новых напастей. Убей одного врага – появится другой, не менее слабый. Но ведь сделать союзника из бывшего противника куда лучше! Подумав, Альфред согласился. И расчет оправдался – ГУтрум был настолько впечатлен дружелюбием короля, что крестился в христианскую веру и затем свято соблюдал границы стран.
Кто знает, сколько еще мудрых советов дала Эльсвита мужу! Она успевала и утешить его при неудачах, и помочь в государственных делах. А ведь еще нужно не забывать о семейном уюте и воспитании семи детей! Все это ложилось на плечи Эльсвиты, пока Альфред дни и ночи трудился на благо своего народа. И жена с радостью помогала ему справиться с таким серьезным делом. Она с разными заботами сновала по замку, распоряжалась по хозяйству, следила за детьми и принимала гостей, когда король был занят. В ней Альфред нашел настоящую опору и неизменно радовался, когда видел жену.
После смерти мужа Эльсвита основала женский монастырь НаннамИнстер и удалилась в него. Без Альфреда для благочестивой женщины, которая привыкла жертвовать собой ради мужа и детей, жизнь потеряла все краски. Мечты Эльсвиты сбылись – ее потомки стали не менее великими правителями, чем Альфред. Она умерла счастливой, с осознанием того, что исполнила свой долг. Народ, в отличие от историков, не забыл о ней – после смерти Эльсвиту стали почитать как святую, а день ее памяти отмечается 20 июля – ведь кому, как не простым людям, знать, что иногда на таких «серых мышках» держится весь мир.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема