Грехи молодости – так говорят об ошибках, совершённых в молодые годы. Фразеологизм употребляется как оправдание и призыв к снисходительному отношению к поступкам неопытной и легкомысленной юности.
Это выражение мы находим в Ветхом Завете.
В книге «Псалтырь» пророк Давид, обращаясь к Богу, говорит: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня ради благости Твоей, Господи!».
Давид, осознавая свою вину, не оправдывает себя, но называет свой грех не намеренным. Поступки, совершаемые в молодые годы, очень часто лишены той вдумчивой основательности, которая более присуща зрелому возрасту.
В книге Иова содержатся такие слова: «Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей…».
То есть выносишь строгий приговор за грехи, давно совершённые.
Слово «грех» этимологически связывают с понятиями «промах», «провинность». Отсюда, например, образовалось слово «огрехи», а также целый ряд поговорок: «взять грех на душу», «как на грех», «от греха подальше» и других.
Понятие греха – одно из ключевых в Православии. Оно означает не просто ошибку или промах, а преступление закона и нарушение заповедей Божьих.
«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», - говорится в Первом Послании апостола Иоанна. Поэтому важно понимать, что является грехом, и что может отлучить человека от любви Божьей. Лучшие помощники в этом – совесть и покаяние.
Религиозному мыслителю Тертуллиану, жившему на рубеже второго-третьего веков, принадлежит известное утверждение, что «душа по природе – христианка». То есть, что душе любого человека присуще испытывать обличение совести. И это неотъемлемое свойство характерно для любого возраста.
Тот же Тертуллиан в трактате «О покаянии» пишет о необходимости не только каяться мысленно, но и приступать к Таинству Исповеди в храме: «Необходимо, чтобы покаяние приносилось не только в совести, но исполнялось также и через действие…. Мы исповедуем Богу свои грехи, – исповедуем не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог».
В наши дни выражение «грехи молодости» приобрело устойчивое значение «заблуждений молодых лет, о которых не хочется вспоминать в зрелости».
Без сомнения, в жизни каждого есть такие «заблуждения прошлого», но забывать о них не стоит. В них надо покаяться, чтобы совесть стала чистой, а душа – радостной и светлой.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.