Грехи молодости – так говорят об ошибках, совершённых в молодые годы. Фразеологизм употребляется как оправдание и призыв к снисходительному отношению к поступкам неопытной и легкомысленной юности.
Это выражение мы находим в Ветхом Завете.
В книге «Псалтырь» пророк Давид, обращаясь к Богу, говорит: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня ради благости Твоей, Господи!».
Давид, осознавая свою вину, не оправдывает себя, но называет свой грех не намеренным. Поступки, совершаемые в молодые годы, очень часто лишены той вдумчивой основательности, которая более присуща зрелому возрасту.
В книге Иова содержатся такие слова: «Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей…».
То есть выносишь строгий приговор за грехи, давно совершённые.
Слово «грех» этимологически связывают с понятиями «промах», «провинность». Отсюда, например, образовалось слово «огрехи», а также целый ряд поговорок: «взять грех на душу», «как на грех», «от греха подальше» и других.
Понятие греха – одно из ключевых в Православии. Оно означает не просто ошибку или промах, а преступление закона и нарушение заповедей Божьих.
«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», - говорится в Первом Послании апостола Иоанна. Поэтому важно понимать, что является грехом, и что может отлучить человека от любви Божьей. Лучшие помощники в этом – совесть и покаяние.
Религиозному мыслителю Тертуллиану, жившему на рубеже второго-третьего веков, принадлежит известное утверждение, что «душа по природе – христианка». То есть, что душе любого человека присуще испытывать обличение совести. И это неотъемлемое свойство характерно для любого возраста.
Тот же Тертуллиан в трактате «О покаянии» пишет о необходимости не только каяться мысленно, но и приступать к Таинству Исповеди в храме: «Необходимо, чтобы покаяние приносилось не только в совести, но исполнялось также и через действие…. Мы исповедуем Богу свои грехи, – исповедуем не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог».
В наши дни выражение «грехи молодости» приобрело устойчивое значение «заблуждений молодых лет, о которых не хочется вспоминать в зрелости».
Без сомнения, в жизни каждого есть такие «заблуждения прошлого», но забывать о них не стоит. В них надо покаяться, чтобы совесть стала чистой, а душа – радостной и светлой.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема