Рукопись журналистки и писательницы Фриды Вигдоровой «Девочки. Дневник матери» ждала своей публикации более полувека. В 2015-м году, когда я записываю эту программу, со дня рождения Фриды Вигдоровой исполнилось сто лет.
Литературное наследие этой отважной и доброй женщины, получившей мировую известность в связи с публикацией – сначала в самиздате, а потом и на Западе – стенограммы позорного суда над поэтом Иосифом Бродским, – понемногу переиздаётся. Но вот этот уникальный дневник – вышел, повторюсь, впервые.
18 февраля 1946-го. Саше 3 года 9 месяцев, Галке – 8 лет 11 месяцев.
– Саша, кому идти в аптеку за лекарством: мне или папе?
– Ты иди.
Я уязвлена:
– Почему же не папе?
– Он — долго... — отвечает Саша.
Очень наблюдательный ребенок.
23 февраля 1946-го.
Я рассказала Саше своими словами сказку о золотой рыбке («... А старуха говорит: попроси у рыбки отдельную квартиру с газом, новые туфли, шапку-кубанку и много пододеяльников...»). Эффект неожиданный: Саше жалко старуху:
– Зачем у нее всё отняли?
– Жадная она, понимаешь – жадная! – говорю я. – Чего же ее жалеть?
– Все равно жалко! – отвечает Саша.
В свое время эти записи в той или иной мере были известны: Фрида Абрамовна давала их читать друзьям и знакомым. Умирая от болезни в 1964-м, автор оставила свои материнские дневники близкому другу – Лидии Чуковской, которая подготовила их печати и даже сдала в издательство «Просвещение».
Но в апреле 1968-го года Лидия Корнеевна записала уже в своем дневнике: ««У меня надежды на выход этой книги, да еще в этом, темнейшем, издательстве, да еще сейчас, – нету никакой. Уж очень она очаровательная, домашняя, талантливая. Но мой долг исполнен». Конец цитаты.
Теперь этот долг исполнен окончательно. Давайте послушаем еще несколько полюбившихся мне фрагментов из «Девочек» – в чтении Елены Топниковой.
17 февраля 1948-го.
– Галя, – говорю я. – Вот послушай, что было: ученицы пятого класса узнали, что одна из их подруг очень нуждается. У нее не было ни обуви, ни теплой шапки. Вот они собрались, скопили денег, купили шапку и преподнесли девочке на сборе отряда. Как, по-твоему, правильно они поступили?
– Нет, – отвечает Галя, не задумываясь. – Они должны были отдать ей в одиночку, потихоньку, а не на сборе.
25 февраля 1951-го.
Саша:
– Мама, по-моему Джамбул и Исаковский пишут одинаково. И тот и другой пишет про цветы и вождей.
11 апреля 1951-го.
Саша:
– Мама, расстояние измеряется метрами и километрами, вес – граммами и килограммами... А любовь, чем измеряется любовь?
…Я понимаю, что времена изменились. Что ушла советская эпоха – своеобразно, интересно и крайне драматично отразившаяся в этих записях, в характерах и становлениях героинь.
Что преломилась сама антропология, – что любой современный ребенок в сравнении с этими девочками середины сороковых-пятидесятых годов прошлого выглядит просто каким-то инопланетянином. Изменилось всё – время, нравы, язык, характеры, страна и мир, наконец.
Нынешние молодые, скорее всего, даже не знают, как выглядит шапка-кубанка и ничего не слышали о поэте-акыне Джамбуле Джабаеве…
Но главное-то осталось: это те же самые дети и те же самые мать с отцом.
Книга «Девочки» пропитана драгоценным веществом родительской любви, сущность которой неизменна. И те испытания и искушения, которыми время от времени подвергается и автор и ее героини – тоже ведь, в основе своей – извечны, как восход солнца…
На прощание я лишь посетую, что мы с женой не записывали, подобно Фриде Вигдоровой, разговоры с нашими собственными, выросшими ныне детьми, и пожелаю тем, у кого есть или будет такая возможность, не пожалеть времени и внимания.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











