С чего начинается любовь? На этот вопрос ответить трудно. Чувства не поддаются логике. Но Донатас Банионис, счастливо проживший в браке 60 лет, всегда знал, что его единственная в жизни любовь началась с жалости.
Шёл 1947 год. Донатас жил в литовском Паневежисе и пробовал свои силы на сцене театра. Этот театр подарил Банионису не только профессию, но и встречу с будущей женой Оной. Они познакомились, но внимания друг на друга не обращали и почти не общались. А потом оказались рядом за рождественским столом у друзей. Молодые люди подружились. Им и в голову не приходило, что дружба скоро обернётся любовью на всю жизнь.
Для Оны это были тяжёлые времена. Её отца – богатого землевладельца и братьев арестовали. Сослали в Воркуту. Девушка тогда училась в Вильнюсском университете. Друзья предупредили её о возможном аресте и Она, сменив фамилию, уехала в Паневежис. Поступила в театр актрисой. Но перед ней снова встала угроза ареста. Донатасу было бесконечно жаль очаровательную девушку и он предложил ей выйти за него замуж, сказав: «Я могу спасти тебя. У меня отец парторг. Давай поженимся!». Так возникла супружеская пара Банионисов. Женитьба чуть не стоила Донатасу честного имени. Актёра пытались заставить доносить на коллег. Когда он отказался, припомнили происхождение жены, пригрозили ссылкой и дали месяц на размышление. По счастью, через месяц офицера, который занимался Донатасом, перевели в другой город и об актёре забыли.
Это были первые семейные трудности. Из политических они плавно перетекли в бытовые. Банионисы жили в пошивочном цехе театра – другое жильё они не могли себе позволить. Когда с деньгами стало получше, сняли комнату, а потом и квартиру. В ней родился старший сын Банионисов.
Спектакли, в которых играл Донатас, пользовались большим успехом. Их приезжала смотреть московская и ленинградская публика. О Банионисе заговорила пресса. Его стали приглашать сниматься в кино. А после фильма «Никто не хотел умирать» - узнавать на улицах. Но та популярность не шла ни в какое сравнение с тем, что началось после выхода картины «Мёртвый сезон». Актёра окружали восторженные поклонницы. Но Донатас был однолюбом и на свою ОнУте смотрел, как на подарок судьбы. У них была дружная семья. Банионис много ездил, Она занималась домом, создавала уют, воспитывала сыновей и ждала мужа из бесконечных командировок. Нежная и ласковая, она понимала, как сильно устаёт Донатас, никогда не загружала его домашними делами. А он очень ценил то, что супруга принимает его распорядок жизни. «Я женился на очень хорошей женщине, она сделала меня счастливым», - говорил Банионис.
Когда дети выросли, Она стала сопровождать мужа в поездках. Донатас настаивал на том, чтобы жену включали в составы киноэкспедиций и фестивальных делегаций. Он хотел, чтобы Она увидела мир. А лето вся семья обычно проводила на даче. Суматоха и суета уступали место тишине, покою и цветам, которые выращивала Она. Это была настоящая семейная идиллия: сыновья купались в озере, жена ловила рыбу, Донатас загорал. Их золотая свадьба стала событием для театрального Петербурга. Её отметили на сцене театра «Балтийский Дом», с которым Банионисы дружили долгие годы. А в 2008 году супруги отметили бриллиантовую свадьбу.
Вскоре после неё Она Банионене умерла. Это стало для Донатаса трагедией, справиться с которой он не смог. Перестал выходить из дома, целыми днями рассматривал семейные фотографии и читал Евангелие. Без жены Банионису было трудно не то, что жить, а даже просто дышать. И сердце актёра не выдержало. Незадолго до своего ухода он сказал: «Она была очень терпеливым человеком. Она была чемпионкой по выдержке. Единственной и неповторимой, и её рекорд уже никто не побьёт».
Банионис и сам побил все рекорды постоянства. Его похоронили рядом с той, которую он любил до своего последнего дня. И жизнь с которой называл историей со счастливым концом.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема