Брачный союз – очень тонкая материя, сотканная из нерукотворных нитей. Ее легко порвать – маленькой ссоры иногда бывает достаточно, чтобы расползлась вся прекрасная ткань брака. Однако история дает нам примеры того, когда муж и жена не теряли любви и оставались вместе, несмотря на все препятствия и беды.
Иоаким и Анна поженились достаточно рано и всю жизнь мечтали о детях. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Никто вокруг не мог припомнить о них что-то плохое. Они подавали нищим, всегда сдерживали обещания… Были искренни, не ругались, не упрекали друг друга ни в чем. Иоаким и Анна были очень благочестивой супружеской парой.
В те времена считалось, что семья создается ради детей. Если мужчина и женщина бесплодны, значит, они глубоко порочны. И скоро окружающие стали думать, что вся праведность Иоакима и Анны показная. Это Бог наказал их за грехи отсутствием потомства. «Кого они пытаются обмануть», - наверняка шептались люди, глядя, как супруги подают нищим. Иоаким и Анна только влюбленно смотрели друг на друга и старались не слышать оскорбления.
Годы шли, а у них так и не появились дети… Супруги могли подать на развод – отсутствие детей считалось серьезной причиной для этого. Иоакиму и Анне было куда проще разойтись и зажить отдельно, чем терпеть насмешки знакомых. Но они не стали этого делать, хотя общественное мнение играло тогда большую роль. Настоящая любовь для них была важнее, чем пересуды горожан. Иоаким и Анна пытались превозмочь свое горе. Они молились Богу и искренне верили, что дети у них еще родятся.
Однако прошло почти 50 лет со дня их свадьбы, а брак оставался бесплодным. Супруги были близки к тому, чтобы поддаться отчаянию. К великому счастью, этого не произошло. Из их любви вырос цветок, который подарил радость не только своим родителям, а всему миру.
Однажды Иоаким отправился в иерусалимский храм, чтобы отвезти для него дары. В храме хорошо знали гостя, но не приняли у него жертву. В те годы по закону бесплодие было доказательством греховности, и такой человек не имел права приносить дары. Когда в храме ему отказали, потрясенный до глубины души Иоаким ушел в пустыню. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.
Предавалась скорби и Анна. Ее горе усилилось из-за того, что над ней насмехались даже служанки. Но пожилая женщина продолжала молиться о том, чтобы ей даровали ребенка. И в одну из ночей ей было видение – как будто к ней с небес спустился ангел, который пообещал, что Анна дождалась Божьего благословения и скоро станет матерью. Расплакавшись от счастья, женщина пообещала, что посвятит ребенка Богу.
Спустя 40 дней из пустыни к жене вернулся Иоаким. Можно представить себе, каково было удивление супругов, когда они рассказали друг другу одинаковые истории о явлении им ангела! Счастливые, они бросились друг другу в объятия и стали ждать рождения ребенка. И в положенный срок он родился – это была девочка, Мария, будущая Богоматерь. Женщина, подарившая миру Иисуса Христа, Сына Божьего.
Так Иоаким и Анна были вознаграждены за сильную любовь и праведную жизнь в течение 50 лет. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Иоакиму и Анне пришлось вынести немало горя, но они, связанные настоящими чувствами, не сдавались и не бросали друг друга. Их брак был крепким. Его тонкую ткань оказалось не под силу разорвать личной беде и неудачам. Брачные узы, которые некоторым видятся как цепи, для Иоакима и Анны стали мягче шелка. Супруги согревались ими всю свою долгую жизнь, давая будущим поколениям вдохновение и надежду.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема