На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. В одной руке он держит опущенный меч, в другой — макет города. Это князь-созидатель. Опущенный меч символизирует миролюбие и в то же время готовность дать отпор врагам. Именно таким мы знаем князя Ярослава по его житию.
1019 год от Рождества Христова. Неспокойно на Руси. Вот уж третий год после смерти великого князя Владимира идет между его сыновьями борьба за власть. Сначала захватил престол Святополк, убив своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава. Княживший в Новгороде Ярослав не стал дожидаться, пока его настигнет судьба братьев, пошел с новгородской ратью на Киев, сверг братоубийцу и сел в Киеве князем.
Через два года Святополк с войском своего тестя, польского короля Болеслава, изгнал Ярослава и во второй раз стал князем киевским. Однако Ярослав не сдался и снова собрал войска. На реке Альте, в том самом месте, где по приказу Святополка был убит Борис, сошлись два брата в третий раз. На стороне Ярослава – новгородская рать и войско варягов, на стороне Святополка – племена печенегов.
В этот раз Ярослав окончательно победил противника. Его коварный брат бежал, бросив свои войска, и вскоре умер в далекой Богемии. В истории и в памяти поколений он остался под именем Святополка Окаянного, предателя и братоубийцы. Ярослав же, став князем киевским, продолжил дело своего отца, князя Владимира.
Больше всего он хотел, чтобы Русь по славе своей и величию сравнилась с Византией. Поддерживала его в этом и жена Ингигерда, дочь короля Швеции.
Ярослав:
- Построю храмы как в Византии, даже лучше. Пусть Киев славится верой и ученостью.
Ингигерда:
- Но князь, муж мой, разве возможно Киеву быть как Константинополь?
Ярослав:
- А вот и посмотрим. Святую Софию построю, Золотые ворота, храмы покровителей наших с тобой Святого Георгия и Святой Ирины. Соберу писцов, пусть переводят с греческого на славянский, чтобы люди православной вере учились.
Ингигерда:
- Хочу тогда, чтобы и женский монастырь в Киеве был.
Ярослав:
- Ишь, что придумала. Нет ведь у нас монастырей.
Ингигерда:
- Так и храмов таких, как ты задумал, пока нет. Будут храмы - будут и монастыри. Сам же говоришь, что надо как в Константинополе.
Ярослав:
- Что ж, пусть будет так, если есть на то воля Божья.
Князь Ярослав исполнил задуманное. Не только в Киеве, но и в других городах выросли храмы, возведенные и расписанные под руководством греческих мастеров. Приглашенные из Византии певчие научили русских церковным песнопениям. На митрополичью кафедру впервые взошел русский, а не константинопольский архипастырь.
Появились первые русские мужские монастыри: Юрьев в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. А при храме святой Ирины в Киеве возник первый женский монастырь.
«Князь Владимир крещением Русь вспахал, а Ярослав книжными словами ее засеял», - говорит летопись. Благоверный князь не жалел денег на переписывание и перевод книг. Эти рукописи хранились в библиотеке, открытой при Софийском соборе для общего пользования. Заботился Ярослав и о том, чтобы духовенство обучало детей грамоте, а в Новгороде по его приказу была открыта первая большая школа.
Прославился князь и как законодатель. При нем появился первый на Руси Церковный Устав и письменный сборник законов «Русская Правда».
Своих дочерей Ярослав выдал за королей - польского, венгерского и французского. Сыновей женил на иностранных принцессах. Русь больше не воевала с соседями, поскольку была связана с ними родственными узами.
Народ так чтил Ярослава за его деятельность, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого».
Он прожил долгую жизнь, а, умирая, оставил своим сыновьям такое напутствие: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Скончался Ярослав Мудрый в праздник Торжества Православия. Годы его правления – это не только период расцвета Киевской Руси, но и время окончательной победы Православия над язычеством на русской земле.
25 декабря. О тайных грехах
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии».
О тайных грехах — священник Николай Дубинин.
Грех часто мы сравниваем с болезнью. И есть болезни явные, когда они поражают и человека, и его внешность, — возможно, или его походку — неважно. А есть болезни, конечно, скрытые, тайные, которые открываются впоследствии. Также и о грехе можно порассуждать, что, например, тайный грех, который изнутри поедает человека, ну, скажем, зависть. Сидит человек в компании, улыбается вроде, а самому от рассказов об успехах ближних так плохо, что у него аж настроение, давление подскакивает. Но никто этого не видит. Может, ну, кто-то увидел, что покраснел, а человек мучается, страдает. И вот очень важно распознавать в себе эти тайные грехи, которые нас мучают. Неслучайно святые называют такие грехи страстями, потому что они приносят страдания. Человек страдает. Гневающийся страдает. Обидчивый страдает. Осуждающий, завистливый. Все они страдают. Пусть это не видно внешне, но внутреннее состояние человека поедает. Поэтому борьба с грехами и тайными, и явными, конечно, должна быть всю нашу жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Время святого Спиридона и его преемников именуется в истории церкви «Золотым веком святых отцов». Спиридон был ровесником святого Николая и старшим современником Василия Великого, Григория Богослова и других известных нам отцов церкви. Все вместе они защищали православие, участвовали в церковных соборах. Так подпись святого Спиридона сохранилась в деяниях важного для истории церкви Сардикийского собора, который состоялся в 343 году в современном болгарском городе Софии. О Спиридоне в своих трудах упоминают святой Афанасий Великий, древние историки Сократ, Руфин и Сазамен. Библейская праведность Спиридона, очевидность сотворенных им еще при жизни чудес, служили для них знаменем истинности веры Никейского собора, предзнаменованием того, что христианство настолько зримо безоговорочно и убедительно, что вскоре распространится по всей земле.
Мощи святого Спиридона после падения Константинополя были перенесены на Корфу, где почивают. Пожалуй, Спиридон единственный из отцов церкви того древнего времени, чьи мощи в целокупности сохраняются именно в православной церкви. Из Рима почитаются верующими по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. Об иконографии Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
Об иконографии Святителя Спиридона — протоиерей Игорь Филяновский.
Все житие святителя Спиридона Тримифунтского поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укращались стихии, сокрушались идолы. Изображения XVI века святителя Спиридона сохранились в фресковых росписях монастыря Ставроникита и монастыря Дионисиат на Афоне. В церкви Преображения Господня на Ильине в Великом Новгороде и во многих других храмах. Они изображают святого в святительском облачении, на голове его плетеная шапочка — неизменный головной убор. В руках либо Евангелие, либо свиток. На иконе монастыря Дионисиат святитель в правой руке держит камень, из которого исходят вода и пламень — образ, отсылающий нас к сюжету его жития. Редкая икона XVI века, успение святителя Спиридона Тримифунтского, в клеймах рассказывает житие святого, полное чудесной помощи ближним и горячего упования на Бога. Необычный образ святителя появился на русских иконах XV века в Великом Новгороде.
Святитель Спиридон был бескорыстным помощником земледельцев. До конца жизни сам усердно трудился. И в сюжетах этих русских икон мы видим домашних животных, которых благословляет святитель, выступая молитвенником заверенных человеку помощников.
Все выпуски программы Актуальная тема