Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 4-11.
Иногда кажется, что распространение христианства по Римской империи проходило легко и беспрепятственно. На самом деле, это не так. Хотя проповедь апостолов, учеников Христа, воодушевляла многих иудеев и язычников следовать за Спасителем, тем не менее - вплоть до пятого века нашей эры христиане в Римской империи оставались в меньшинстве. Язычество активно сопротивлялось и не желало сдавать своих позиций. Подчас язычники вели себя очень агрессивно. Взять хотя бы такой факт - почти все апостолы умерли насильственной смертью. В том числе и апостол Павел, который был обезглавлен в Риме в 67 году. Перед своей кончиной Павел успел написать несколько посланий христианам тех городов, где он бывал или куда хотел прийти, но не смог. В малоазийском городе Колоссы апостол побывать не успел, но знал местного христианина Филимона, через которого направил колосским христианам послание. Колоссы располагались на оживленном торговом пути, пролегавшем из глубин Азии по направлению к Эфесу. В Колоссах жили люди разных национальностей и культур. Здесь уже в первом веке существовала крепкая христианская община, которая, впрочем, постоянно подвергалась различному влиянию язычества. В послании к христианам Колосс Павел говорит о том, что язычество не только пытается воздействовать на христиан через насилие, но и желает прельстить их греховными удовольствиями. В Колоссах имелись языческие проповедники, которые хорошо понимали истинность христианства, сознательно ему противились и желали привлечь христиан в какой-либо языческий культ. Против этих проповедников, названных в послании “сынами противления”, апостол Павел выступает, в частности, в послании к Колоссянам.
Братья, 3.4 когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. 3.5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 3.6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 3.7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. 3.8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 3.9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 3.10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 3.11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Апостол Павел призывает колосских христиан окончательно порвать с языческим прошлым и его проявлениями: блудом, греховной нечистотой, безумным накоплением материальных благ. По мысли Павла, христианин, живущий по-язычески, будет осужден Богом вместе с теми язычниками, которые сознательно противились распространению христианства. Нет ничего хуже, если человек называет себя православным христианином, и живет, при этом, как язычник. Нет способа сильнее оттолкнуть людей от Церкви, чем открытая греховная жизнь христианина. Апостол Павел призывает Колоссян отказаться от проявлений языческой порочности: гнева, злобы, злоречия, сквернословия и лжи, - жить святой жизнью в любви к Богу и людям. Античным язычникам было свойственно не только стремиться к греховным удовольствиям, но также кичиться своим происхождением и социальным положением. Павел прямо указывает, что любовь Бога уравнивает людей, что вне зависимости от достатка и происхождения каждый человек возлюблен Богом. Во Христе нет расовых, социальных различий - все люди созданы Богом и для каждого Царство Божие открыто, нужно лишь жить так, чтобы быть его достойным. Христианские общины древности быть свободны от социальных предрассудков, в них в одинаковой мере находили поддержку и понимание люди разных национальностей и достатка. Более того, богатые христиане активно поддерживали материально собратьев по вере, живших в бедности или лишившихся здоровья. Пример древней Церкви актуален и сегодня. Христиане по-прежнему должны поддерживать друг друга, проявлять друг ко другу любовь и понимание, как это заповедовал апостол Павел в послании к Колоссянам.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.