Некоторые сведения о святых нам известны, благодаря их ученикам, которые старались записать то, что сами видели и слышали…
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святителе Евфимии Тырновском и исторической хронике писателя Григория Цамблака «О Тырновском разорении».
В конце 14 века болгары пережили национальную трагедию. Болгарское царство было завоевано турками и с тех пор Османское владычество продолжалось четыреста восемьдесят лет.
Болгарский писатель Григорий Цамблак в исторической хронике «О Тырновском разорении» рассказал, с каким упорством сопротивлялись турецкой осаде жители столичного тогда города Тырново.
А когда турки все же ворвались в город, болгарский патриарх Евфимий не стал прятаться, а отправился в стан завоевателей – просить, чтобы прекратили расправу с мирными жителями.
В своей хронике Григорий ЦамблАк, называя предводителя турецкого войска Али-пашу «царем-варваром», в красках описывает эту сцену:
ГРИГОРИЙ ЦАМБЛАК:
«Когда царь издалека увидел, что Евфимий идет к нему с обычным для него благочинием и мудрым самоуглублением, не обращая внимания на происходящее вокруг него, варвар не остался сидеть, но встал с благопристойным выражением лица, оказал ему почёт и предложил сесть рядом с собой».
«…И варварское неистовство стыдится самого себя перед добродетелью таких мужей, как Евфимий», - поясняет писатель Григорий Цамблак, современник этих событий.
Смелость патриарха Евфимия впечатлила видавшего виды Али-пашу и в тот раз он велел прекратить резню в городе.
Через какое-то время наиболее уважаемым мужам Тырнова велели собраться в церкви, якобы на общегородской совет. Патриарх Евфимий туда приглашен почему-то не был. Когда горожане явились, двери распахнулись и в храм ворвался вооруженный отряд турок… В тот день мученическую смерть приняли сто десять человек.
Затем турки решили расправиться и с патриархом Евфимием. Когда его повели на казнь, он, склонив голову на плаху, спрашивал палача только об одном: почему ему не дали умереть вместе со своей паствой?
А дальше случилось чудо. Палач так и не смог опустить орудие убийства на голову патриарха Евфимия, его рука словно окаменела. Турки в суеверном страхе разбежались, снова не посмев причинить зло святому старцу.
Вскоре турки собрали большую партию рабов из жителей города для отправки на восток.
Среди тех, кого под конвоем уводили из Тырнова, шел, опираясь на посох, и болгарский патриарх Евфимий.
ГРИГОРИЙ ЦАМБЛАК:
«И когда пленные пришли к месту, где не по своей воле должен был разлучиться с ними пастырь — о! Кто вспомнит об этом без слез! — люди припадали к его ногам, омывали их дождем слез, прижимались к ним губами и лицами, целовали руки, называя его пастырем и учителем, чадолюбивым отцом, и расставались с ним, будто расставались с душой.
… Он преклонил колена и помолился с ними. Восстав же от молитвы, дал им
последнее благословение. И когда кто-то из народа, обращаясь к нему, с рыданиями возопил: «На кого покидаешь нас, о добрый пастырь?», Евфимий ответил: «Предаю вас Святой Троице отныне и вовеки».
Патриарха Евфимия отправили в ссылку в один из монастырей Македонии. Святой пастырь десять лет провел в заточении и умер на чужбине.
Его ученик, болгарский писатель Григорий Цамблак в сочинении «О Тырновском разорении» поведал потомкам о великом мужестве и великой вере святителя Евфимия Тырновского.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема