Образы святых встречаются во многих произведениях мировой литературы. Не житие – а именно отражение, художественный образ, который помогает нам глубже понять личность человека, достигшего святости.
Сегодня мы говорим об апостоле Петре и романе «Камо грядеши» Генрика Сенкевича.
В 1905 году польский писатель Генрик Сенкевич стал обладателем Нобелевской премии в области литературы с формулировкой «за выдающиеся заслуги в области эпоса».
Всемирное признание автору принес исторический роман «Камо грядеши», со старославянского – «Куда идешь?»
По сюжету молодой римский патриций Марк Виниций полюбил девушку Лигию, которая оказалась христианкой. К финалу он и сам становится христианИном. Но обретение Виницием истины происходит мучительно трудно. А начинается оно с того момента, когда молодой человек, желая выкрасть Лигию, тайно пробирается ночью на собрание христиан и видит апостола Петра…
СЕНКЕВИЧ:
«Вокруг Виниция раздался шепот: «Петр! Петр!» Некоторые опустились на колени, другие простирали к нему руки...
Оборотясь к Виницию, Хилон прошептал:
– Это он! Первый ученик Христа, рыбак!
Старик поднял руку и осенил присутствующих крестным знамением, и тут все пали на колени…
…Молодой человек еще не вполне мог отдать себе отчет в своих впечатлениях, но ему показалось, что в фигуре старика, стоявшего перед ним, есть что-то и очень простое, и вместе необычное – удивительным образом необычность как бы и состояла в простоте».
Апостол Петр – один из двенадцати ближайших учеников Христа — сопутствовал Спасителю во всех путях Его земной жизни. По характеру — живой, горячий, ошибавшийся, каявшийся...
Именно ему Христос сказал: Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»…
Поэтому он теперь в Риме, в христианской общине – свидетельствует о Вознесении и Воскресении Иисуса, рассказывает о том, что слышал и видел сам...
СЕНКЕВИЧ:
«...На глазах у старца проступили слезы, и при свете костра было видно, как текли они по щекам и седой его бороде. Лысая старческая голова затряслась, голос пресекся. Виниций сказал себе: «Этот человек говорит правду и плачет над нею!» – а у простодушных слушателей перехватило от горя дыхание. Они уже не раз слышали о гибели Христа и знали, что после печали придет радость, но тут об этом рассказывал апостол, который сам все видел, и, потрясенные его словами, они, стеная, заламывали руки, ударяли себя в грудь.
На страницах романа Генриха Сенкевича «Камо грядеши» есть вымышленные персонажи и реальные исторические лица: император Нерон, римский поэт Гай Петроний, Поппея Сабина – вторая жена Нерона, известный римский военачальник Авл Плавтий... И, конечно же, апостол Петр является главным действующим лицом в романе Генриха Сенкевича.
Для того, чтобы с исторической достоверностью воссоздать картину Рима 60-х годов 1 века, Сенкевич с книгой «Анналы» Тацита в руках обошел все римские достопримечательности.
Но замысел окончательно сложился, когда писатель попал в часовню на дороге Виа Аппиа в Риме. По преданию, она стоит на том самом месте, где апостол Петр встретил Самого Христа.
В период гонений римские христиане умолили своего наставника на время покинуть Рим, чтобы нести слово Божие в других городах. И апостол Петр вместе со своим учеником Назарием отправился в путь...
СЕНКЕВИЧ:
«Наконец над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.
– Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам? – молвил Петр, остановясь.
– Я ничего не вижу, – отвечал Назарий.
Минуту спустя Петр, приставив к глазам ладонь, сказал:
– К нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.
Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет.
Он с удивлением поглядел на апостола.
– Рабби, что с тобою? – тревожно спросил юноша.
Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.
Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
– Христос! Христос!»
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги».
«Камо грядеши, Господи? (Куда Ты идёшь, Господи?) – спросил потрясенный Петр Учителя.
«За то, что ты оставил Мой народ, Я иду в Рим на второе распятие», - услышал он в ответ и понял, что Господь велит ему вернуться в Рим.
Апостол Петр принял мученическую смерть в Риме во время гонений императора Нерона на христиан. Его приговорили к распятию на кресте — и Петр попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой, считая себя недостойным быть распятым как Христос.
Сцена, когда апостола Петра ведут на казнь — апофеоз романа «Камо грядеши»...
СЕНКЕВИЧ:
«... Ради преклонных лет Петру разрешили не нести крест, понимая, что ему креста не поднять, и не надели на шею рогатку, чтобы не затруднять при ходьбе. Он шел свободно, и верующие хорошо его видели. В тот миг, когда среди железных солдатских шлемов забелела его седая голова, в толпе раздался плач, но почти сразу же стих, ибо лицо старца было таким светлым, сияло такою радостью, что все поняли: то не жертва идет на казнь, то совершает триумфальное шествие победитель.
Так оно и было. Этот рыбак, обычно смиренный и согбенный, шел теперь прямой, возвышаясь над солдатами. Никогда еще не видели столько величия в его осанке. Мнилось, то выступает монарх, окруженный народом и воинами. Вокруг слышались возгласы: «Глядите, Петр идет к Господу!»
В часовне, построенной на дороге, где апостол Петр встретил Христа, стоит теперь и бюст писателя Генриха Сенкевича, чей роман «Камо грядеши» переведен на 50 языков мира.
СЕНКЕВИЧ:
«Окруженный солдатами Петр смотрел на Рим, как царственный властелин смотрел бы на свою вотчину, и говорил ему: «Ты искуплен, ты мой!» И никто – не только среди копавших яму солдат, но даже среди верующих – не догадывался, что средь них стоит истинный владыка этого города и что императоры уйдут, что волны варваров схлынут, что минуют века, а этот старец будет здесь царить постоянно».
Своим романом «Камо грядеши» Генрих Сенкевич воздвиг памятник апостолу Петру — не в мраморе, а в словах. И такой образ тоже оказался запоминающимся и долговечным.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
Псалом 65. Богослужебные чтения
Как известно, сколько бы верёвочка ни вилась, конец у неё обязательно найдётся. Это я к тому, что человек может, конечно, поэкспериментировать с Божественным терпением. Но рано или поздно оно закончится. И тогда экспериментатор в полной мере ощутит, что явно сделал что-то не то. Об этом, в частности, речь идёт в псалме 65-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 65.
Начальнику хора. Песнь.
1 Воскликните Богу, вся земля.
2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввёл нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрёк язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознёс Его языком моим.
18 Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь.
19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Услышанный нами псалом был составлен не Давидом. Его написал неизвестный автор примерно в седьмом веке до Рождества Христова. Поводом для создания произведения стало неожиданное и для древней Иудеи, и для всего Ближнего Востока поражение могущественного войска ассирийского царя Сеннахирима. Тот не просто стремился захватить те или иные земли, но делал это подчеркнуто цинично, вызывающе.
Однажды ассирийский правитель, так сказать, положил глаз на Иудею. Сначала Сеннахирим обложил её данью, а потому и вовсе решил разорить. Тогдашний иудейский царь Езекия, в общем-то, был готов к тем или иным компромиссам, но, когда огромное войско ассирийцев осадило Иерусалим, приготовился дать ему отпор. Хотя понимал, что шансов, на самом деле, почти нет. Езекия был хорошим царём и благочестивым человеком. Он не только сам старался жить в соответствии с заповедями Божиими, но и подданных к тому же призывал. Царь, например, постарался искоренить все языческие культы, которые в те времена существовали среди иудеев.
Во время нападения ассирийцев Езекия молился Господу об избавлении от страшной угрозы. Молился не только о себе, но и о народе. И люди тоже стали просить Бога о помощи. Она пришла. Неожиданно в ассирийском лагере вспыхнула какая-то тяжёлая и особо заразная болезнь. В итоге, без какой-либо битвы неприятели потерпели поражение и вынуждены были бежать. И автор псалма, наблюдая за торжеством Божиим, ликует. Он, в частности, пишет: «Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!» Так псалмопевец обращается к другим народам, призывая их признать могущество истинного Господа.
Для автора псалма неожиданная победа гармонично входит в череду тех чудес, которые Бог творил, защищая ветхозаветных евреев от различных опасностей. Мы, например, слышим такие слова в псалме: «Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём». Здесь речь идёт о переходе евреев через Красное море во время исхода из Египта. Тогда силой Божией пророк Моисей смог разделить морские воды, и иудеи прошли по дну морскому, как по суше.
Но Бог приходил на помощь древним евреям не в силу их какой-то гарантированной и объективной избранности, а потому что они стремились быть Господу верны. Об этом и пишет псалмопевец: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. ... Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего». Итак, и автор псалма, и царь Езекия, от лица которого были как бы произнесены прозвучавшие слова, и весь народ еврейский в то время жили в благочестии и верности заповедям Господним. Потому и спаслись, и стали свидетелями чуда.
Но прошло какое-то время. И всё изменилось к худшему. Преемник Ассирии, Вавилон, захватил Иудею и разрушил Иерусалим. Это случилось не потому, что Господь ослаб, а потому что ослабла вера Его народа. Древние евреи впали в идолопоклонство, стали жить в пороках и сами лишили себя защиты Божией. Что служит уроком и для нас, тех, кто в настоящее время является частью нового народа Божия — Церкви Христовой. Если хотим мы быть Господом хранимыми, будем Ему верны и словом, и делом.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 310 зач., IV, 1-13.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, в Землю Обетованную вошли совсем не те люди, которые вышли из Египта. За сорок лет странствования по пустыни сменилось поколение, и это не было какой-то ошибкой или случайностью, таков был замысел Бога, ведь вышедшие из Египта люди не имели должной веры, и сделать с этим ничего не смог даже Сам Бог. Эту историю нам сегодня во время литургии в православных храмах напоминает отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
9 Посему для народа Божия еще остается субботство.
10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Если мы не знакомы с библейской терминологией, то нас может несколько смутить много раз повторившиеся в только что прозвучавшем апостольском отрывке вариации словосочетания «войти в покой Его», то есть в покой Божий. Покой — это состояние, как в него можно войти? Это не дом, не комната, не какое-то другое физическое место. Но Послание к Евреям делает явный акцент на таковом вхождении, и не заметить настойчивость апостола попросту невозможно.
Так что же такое «покой Божий»? И каким образом в него можно войти?
Ответ на эти вопросы нам даёт Сам Спаситель мира Христос, который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:28–29). Для христиан покой Божий — это Сам Христос, это пребывание с Ним, и жизнь не по своей, а по Его воле.
Ветхий Завет, на который обильно ссылается прозвучавший сегодня отрывок апостольского послания, под покоем понимал конкретное место — Землю Обетованную, ведь в ней народ должен был обрести свой дом, место, в котором можно будет успокоиться после многолетнего странствования, место, в котором в покое можно будет жить и служить Богу.
Мы видим, что в конечном итоге и новозаветное, и ветхозаветное понимание покоя Божия сходятся в одном: человек тогда достигает покоя Божия, когда исполняет волю Божию, и это приносит человеку успокоение, так человек успокаивает свою мятущуюся душу, и никакого иного пути для обретения покоя не существует.
Однако есть та проблема, о которой предупредил прозвучавший сегодня отрывок Послания к Евреям: Бог указал нам и цель, и путь, Он призывает нас войти в Его покой — то есть обрести истинное счастье — но мы не спешим верить Богу, нам кажется, будто бы мы лучше Его знаем, что нам необходимо, и что счастье и покой близки, осталось ещё немного, ещё чуть-чуть, — новую должность, новую квартиру, здорового ребёнка, успешного мужа или красивую добрую жену, и счастье будет. Но это всё — постоянно ускользающий мираж, и достижение земных целей отнюдь не приводит к покою, напротив, с новым и вожделенным приходят неожиданные проблемы, и этот вал невозможно остановить.
Апостол и не призывает его останавливать. Он говорит о другом, о том, что наше предназначение не здесь, следовательно, и успокоение нужно искать не в земных достижениях, а в Боге, не забывая при этом, что служение Богу вовсе не означает отказ от земных целей, однако эти цели должны быть поставлены на служение не себе, а Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Три монахини возрождают монастырь, давайте им поможем

В древнем городе Юрьев-Польский Владимирской области есть Петропавловский женский монастырь, основанный в 1874 году. Когда-то он считался духовным центром и украшением города: с тремя церквями, высокой колокольней, школой для девочек и большим яблоневым садом. В XX веке монастырь разорили и от прежнего великолепия почти ничего не осталось... Он фактически превратилась в руины.
Но сегодня его история продолжается. С 2015 года в Петропавловской обители живут, молятся и трудятся несколько монахинь. Их любовь и забота подарила монастырю вторую жизнь. Понемногу он возрождается. «Люди нам всегда помогают, чем могут, — говорит игуменья Серафима, — Летом, например, снабжают дарами со своего огорода и косят траву, зимой чистят снег — в общем заботятся о нас, а мы за них молимся».
За 10 лет троим монахиням при участии добрых людей удалось сделать многое: огородить территорию, восстановить одну из церквей в честь Вознесения Господня, построить корпус для сестёр и сделать проект реставрации колокольни. В скором времени в монастыре откроется приют и духовное училище для девочек.

Петропавловский монастырь постепенно возвращается к жизни, но ему всё ещё нужна поддержка. Сегодня оплата коммунальных услуг — одна из насущных и трудных задач для сестёр. И если вы хотите в этом помочь, переходите на сайт фонда «Мои друзья», где открыт сбор для Петропавловского женского монастыря во Владимирской области. Собранная сумма обеспечит обитель теплом и светом на ближайшие полгода и даст возможность сёстрам спокойно молиться, трудиться и продолжать дело возрождения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











