Удивительно легко вспоминались сейчас слова Алана, в разное время сказанные. Ложились на язык сами собой. И поразительное дело – я вроде как и сама в них поверила. С Аланом-то все ругалась, насмехалась над безумным учением его, но сейчас не было Алана, одна я была с этим его Истинным Богом. Любит всех... и рабов, и держателей светлых, и добрых, и злых... Безумие? Но может, небесная истина и должна казаться нам безумием? Ведь сочти мы ее мудростью, то была бы она чем-то таким, что мы привыкли полагать умным... но это значило бы, что нет в ней ничего нового, что это просто старые слова, красиво друг с другом сплетенные... земные слова, обычные... Что, если безумица как раз я и по безумству своему так и не поняла Алана?
Любит всех... выходит, и меня?
Интересно, что когда прозаик, поэт и публицист Виталий Каплан – автор фантастической повести «Прощание с луной», – из финала которой он сейчас нам и читал, – принес книжный вариант этой вещи в издательство, уже выпускавшее его книги, ему в публикации отказали. «Наш читатель привык к фантастике, – иные миры, приключения, пришельцы – а у вас тут религия, да и – много»…
Кстати, иных миров и приключений в «Прощании с луной», как говорится, навалом, – есть и пришелец, причем, из параллельного – тому миру, что придумал автор – будущего.
Но в генеральной оценке вещи издатели правы.
К моменту выхода повести в журнале «Новый мир» (зима 2010 года), постоянные читатели Виталия Каплана уже читали вещь целиком в сети. Её первая часть – как раз и есть «Прощание с луной» (повествование от лица старухи Саумари, многолетне имитирующей колдовство в мире, похожем на мир античный, и подспудно служащей добру и милосердию).
Что до внутренней преемственности, то, конечно же, правы те читатели, что сравнили «Прощание с луной» – с фантастическим сочинением писателя и философа Клайва Льюиса «Пока мы лиц не обрели» (1956 год), который был переведён на русский язык поэтом Ильёй Кормильцевым. Поэт и переводчик характеризовал льюисову вещь как роман «об искуплении Любовью, и об искуплении Любви».
Вернемся к финалу «Прощания с луной», к фальшивой ведьме, старухе Саумари, которая всем сердцем – сама того поначалу не осознавая – полюбила пришельца Алана вместе с его маленьким помощником, уроженцем привычного языческого мира. Вернемся к её последним земным минутам, после долгих мучительных допросов силами зла и тамошними «спецслужбами», после неудачных попыток заставить её публично отречься от этих двух «бунтовщиков», посеявших семена Веры в её душе.
В душе, уже уходящей к Господу через жестокое пламя площадного костра:
Вот, значит, как. Неужели я всю жизнь брела вдалеке от правды... от истины? И лишь в старости путь мой пересекся с иным, настоящим путем? Который ведет из смерти в Жизнь, ведет к Истине? Который и есть Истина? Вот ведь интересно получается...
И тут вспыхнул такой невообразимый свет, что я в ужасе повалилась вниз лицом на дорогу. Но и дорога исчезла, и левое пространство вместе со всеми тварями провалилось куда-то в раскрывшийся провал, в вязкую, дымящуюся тьму, а то, что было справа, расцвело вдруг утренним садом, и надо мной раздался тихий голос:
– Ну, здравствуй, Саумари! Ты уже пришла!
И я почему-то сразу поняла, Чей это голос.
Не могу не сказать, что в домашней беседе Виталий признался мне: при написании сцен допросов старухи Саумари жандармами «Высокого Дома», он пользовался сохранившимися свидетельствами из жизни первых христианских мучеников, – пользовался по добрым советам, как он сказал, «очень образованных, православных знакомых»…
У Бога, как говорится, милостей много.
Абакан. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Если спросить у жителей столицы Хакасии, Абакана, какая достопримечательность в городе главная, многие ответят — Спасо-Преображенский собор. Строительство этого храма началось в 1994 году. В нём принимали участие городские власти, предприятия и простые горожане. В 2001 году завершился первый этап возведения собора, состоялось богослужение в нижнем приделе, освящённом в честь Новомучеников и исповедников Российских. Спустя ещё четыре года действующим стал и верхний, Преображенский храм. Сегодня выбеленное здание, увенчанное семью куполами, служит архитектурной доминантой Абакана. Колокольня возвышается над землёй почти на пятьдесят метров. Она оснащена двенадцатью колоколами. Над западным входом установлены башенные часы с боем, они с определенной периодичностью приводят в движение колокола, призывая людей к молитве. Прекрасно и внутреннее пространство Преображенского храма, осеняемое пятиярусным позолоченным иконостасом. Под сводами церкви собрано множество православных святынь. Среди них частица Креста Господня, камень с горы Фавор — места Преображения Иисуса Христа, образ святителя Николая, освящённый на мощах святого в итальянском городе Бари. С 2005 года Спасо-Преображенский собор — главный храм Абаканской епархии.
Радио ВЕРА в Абакане можно слушать на частоте 92,0 FM
Димитровград. Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит Мелекесский
Один из небесных покровителей Димитровграда Ульяновской области – преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Он служил в городе настоятелем Никольской церкви в середине двадцатого века, в годы гонений на православных христиан. К этому времени шестидесятилетний пастырь носил сан архимандрита – это высшее звание монашествующих священников. За его плечами были тюрьмы, ссылки, болезни. В 1949 году отца Гавриила в очередной раз арестовали прямо во время богослужения. По обвинению в антисоветской пропаганде архимандрита приговорили к десяти годам лишения свободы, и в лютый январский мороз отправили в товарном вагоне в Кемеровскую область. В тюрьме он продолжал пастырское служение – исповедовал заключенных, отпевал умерших. Делился с соседями по камере продуктами, которые присылали духовные чада. Сам при этом довольствовался малым и никогда не нарушал постов. Архимандрита освободили по состоянию здоровья в 1953 году. После этого он прожил ещё шесть лет. Отец Гавриил никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. Незадолго до смерти он сказал: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть скорби, которые выпали на долю православных. Я нашёл счастье и возлюбил его всем сердцем».
Радио ВЕРА в Димитровграде можно слушать на частоте 97,1 FM
Абакан. Путешествие по городу
Абакан — столица республики Хакасия, входящей в состав России. Город стоит на берегах реки Енисей, в центре Минусинской котловины в горах Южной Сибири. До семнадцатого века на этих землях жили кочевники-хакасы. В 1675 году на Енисее была построена русская крепость — острог Абакан. Коренные жители восприняли от новых соседей православную веру. В 1709 году в остроге Абакан открылся храм во имя Архистратига Михаила. Спустя полвека в селении построили ещё одну церковь, в честь праздника Вознесения Господня. Священники организовали работу школ. Русские и хакасские дети вместе учились грамоте и изучали Закон Божий. Это способствовало братскому сплочению людей и распространению христианства. К концу девятнадцатого века большинство жителей Абакана исповедовали православие. К этому времени здесь действовал ещё один храм. Он был построен в 1864 году и освящён во имя Николая Чудотворца. Все церкви Абакана закрыли безбожники после революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны в 1944 году богослужения возобновились в Никольском храме. На протяжении нескольких десятилетий он оставался единственным действующим в городе. В конце двадцатого века здесь начали строить новые церкви. В 1995 году Абакан стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Абакане можно слушать на частоте 92,0 FM











